Программа психолого-педагогического сопровождения на 2023 - 2024 учебный год г.Талица, 2023 г. Пояснительная записка Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и ФОП. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», 3 утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Цель психолого-педагогического общеобразовательном психологических учреждении условий, сопровождения: создание благоприятных способствующих в социально- максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности. Задачи психолого-педагогического сопровождения: • раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании; • профилактика школьной и социальной дезадаптации; • профилактика суицидального поведения; • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов; • повышение мотивации обучения у учащихся; • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка; • формирование у обучающихся саморазвитию и самоопределению; способности к самопознанию, • формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни; • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ. Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих МКОУ «Талицкая СОШ №55». Основные циклы сопровождения: • готовность к обучению и адаптация в 1 классе; • переход в среднее звено; • подростковый кризис; • адаптация в старшем звене. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога- психолога, которые объединены в блоки: -Психолого-педагогическая диагностика, -Коррекционно – развивающая работа, -Психологическое просвещение и профилактика, -Психологическое консультирование, -Организационно-методическая работа. Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается). Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности. УУД делятся на четыре основные группы: I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого обеспечивают организацию содержания. III. Регулятивные действия учащимся своей учебной деятельности. УУД К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека). 2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов. II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – ноябрь). 2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь). 3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – январь) III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психологопедагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению. Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть). Коррекционно –развивающая работа Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям: 1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики. 2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса. 3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения. 4. С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением. 5. В рамках работы по социальнопсихологических условий, развитию творческого личностного и созданию благоприятных способствующих потенциала максимальному всех участников образовательной деятельности, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия: 1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; 2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»; 3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, самоопределения; развитие личностного творческих и профессионального способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие. Консультирование и просвещение Составляют три направления: 1. Работа с учащимися. 2. Работа с родителями. 3. Работа с учителями. I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации: - Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния). - Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам). Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся. II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации: Групповые консультации (родительские собрания, лектории для - родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребѐнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребѐнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка. - Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации: - Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребѐнка, взаимоотношения педагог – ребѐнок). - Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка Просветительская педагогических работа советах, включает в себя психолого-педагогических выступления на семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений; - направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов. Методическое и аналитическое направление 1. Оформление документации: 1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий. 2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария. 3. Разработка, подготовка и проведение: • родительских собраний, • классных часов, • занятий с классными руководителями, учителями. 4. Разработка и реализация программ изучения психологосоциально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям. 5. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. 6. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных. 7. Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. 8. Составление выводов, рекомендаций, характеристик. 9. Анализ научной и практической литературы. 10. Работа над темой самообразования. Коррекционно –развивающая работа Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям: 1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики. 2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса. 3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения. 4. С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением. 5. В рамках работы по социальнопсихологических условий, развитию творческого личностного и созданию способствующих потенциала благоприятных максимальному всех участников образовательной деятельности, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия: 1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; 2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»; 3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, самоопределения; развитие личностного творческих и профессионального способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие. Консультирование и просвещение Составляют три направления: 1. Работа с учащимися. 2. Работа с родителями. 3. Работа с учителями. I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации: Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного - года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния). Групповые консультации проводятся в течение года с целью - повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам). Просветительская работа включает в себя проведение занятий с - элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся. II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации: Групповые консультации (родительские собрания, лектории для - родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребѐнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребѐнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка. - Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических семьи условий для привлечения к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации: - Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребѐнка, взаимоотношения педагог – ребѐнок). - Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка Просветительская педагогических работа советах, включает в себя психолого-педагогических выступления на семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений; - направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов. Методическое и аналитическое направление 1. Оформление документации: I. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария. II. Разработка, подготовка и проведение: III. • родительских собраний, • классных часов, • занятий с классными руководителями, учителями. Разработка и реализация программ изучения психологосоциально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям. IV. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. V. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных. VI. Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. VII. Составление выводов, рекомендаций, характеристик. VIII. Анализ научной и практической литературы. IV. Работа над темой самообразования. 3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятий, проведение открытых занятий, участие в неделе психологии. Основные виды работ: -работа с родителями; -работа с педагогами; -работа с учащимися. Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений. В рамках данной программы проводится следующая работа: 1. Работа по подготовке детей к школьному обучению, 2.Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе, 3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено, 4.Работа с детьми с ОВЗ, 5.Подготовка к итоговой аттестации, 6.Работа с родителями, 7.Работа с неблагополучными семьями, 8.Работа с детьми «группы риска». ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Диагностическая и коррекционно – развивающая работа Младшее звено (7-10 лет): • классе; успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 • повышение уровня учебной мотивации; • базовые способности к самопознанию и познанию других; • способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков; • формирование положительного образа своего «Я»; • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля; • положительное отношение к самому процессу обучения и познания; • положительные отношения со сверстниками и учителями. Среднее звено (11-15 лет): • других; • способности и стремление к самопознанию и познанию высокий уровень развития самодисциплины; • способности самоконтроля, к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; • адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; • стремление сверстниками, • к уважительное отношение ко всем людям и к себе; осознание важности и смысла процесса обучения; • стремление саморазвитию; • сотрудничеству со к творческому и интеллектуальному осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни. Старшее звено (16-18 лет): • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; • профессиональное и жизненное самоопределение; • умение конфликты; • предотвращать стремление к и разрешать самопознанию и межличностные саморазвитию как неотъемлемой части жизни; • стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями; • психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь; • активная и позитивная жизненная позиция. Консультирование • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей. • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка Просвещение • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей. Методическая и аналитическая работа • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения. ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА 2023/24 УЧЕБНЫЙ ГОД Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации в 1 классе Сентябрь - октябрь Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков. 1.Психодиагностика уровня школьной готовности поступающих в 1-е классы (диагностический комплекс Семаго М.М.) - Задание № 1 «Продолжи узор»; -Задание № 2 «Сосчитай и сравни»; -Задание № 3 «Шифровка»; -Задание № 4 «Слова»; -Задание № 5 «Нарисуй человека» 2.Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению: Тест Керна-Йирасика; - установление причинно-следственных связей; - вербальное мышление; - интеллектуальные умения-обобщение, классификация; - мнемические процессы: память, внимание, переключение внимания, восприятие; (Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона Ноябрь – май 2.Консультационная и просветительская работа 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников Родители первоклассников По запросу 2. Родительское собрание «Адаптация первоклассников» Родители первоклассников по плану кл. рук. 3.Коррекционно – развивающая работа 1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации: I. Личностные II. Коммуникативные III. Регулятивные IV. Познавательные Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны. Ноябрь-апрель. 4.Аналитическая работа I этап Ноябрь по результатам диагностики. Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении. II этап Май по результатам диагностики. Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении. План психолого-педагогического сопровождения для 5-х классов Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской. I. Познавательные УУД II. Регулятивные УУД III. Коммуникативные УУД Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска Учащиеся 5 класса I этап Сентябрь – октябрь II этап Апрель– май 2. Тест школьной тревожности Филипса (Личностные УУД) Предполагаемый результат: Определение уровня тревожности. Учащиеся 5 класса Ноябрь. Консультационная и просветительская работа школьной 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников. Родители пятиклассников По запросу ноябрь–май 2. Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы». По плану классного руководителя. 3. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами «Первый раз в новый класс» «Трудности адаптационного периода» «Психологические особенности младшего подросткового возраста». Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе. Педагоги, работающие в 5-м классе. сентябрь-май. Коррекционно – развивающая работа 1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны Обучающиеся 5 класса испытывающие трудности в период адаптации Ноябрь - апрель Аналитическая работа Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении. В течение года. Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности. 1. Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги» (Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности) 10 класс октябрь 2. Методика изучения эмоционального напряжения. (Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации) 10 класс октябрь 3. Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс». 9 класс февраль Консультационная и просветительская работа 1. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами. Родители Педагоги 10 класса Октябрь ноябрь 2. Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики. 10 класс В течение года 3. Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий 10 класс Сентябрь - ноябрь Лекции и беседы с родителями Родители 10 класса В течение года Коррекционно – развивающая работа 1.Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы. 10 класс В течение года (по запросу и результатам диагностики) Аналитическая работа Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении В течение года Сопровождение готовности учащихся 4 класса при переходе среднее звено Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене. 1.Психолого – педагогическая диагностика Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено. 1.Методика «Уровень школьной мотивации» (Мотивация учебной деятельности) 2.Методика «Определения умственного развития» (познавательная сфера) 3.Методика «Слова» (Познавательная сфера) 4. Методика «Умение считать в уме» (Познавательная сфера) 5. Методика «Три оценки» (Самооценка, уровень притязаний) 6. Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной школе» (Сформированность учебных действий и умений) Консультационная и просветительская работа Апрель 1. Разработка рекомендаций диагностики. Родители 4 класса для родителей по результатам Коррекционно – развивающая работа 1. Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс». 4 класс. Аналитическая работа 1.Обработка полученных данных 2.Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития Май План работы педагога – психолога с родителями Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства. Диагностика уровня потребности родителей в психологопедагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей. Методика Р. В. Овчаровой; Методика И. А. Хоменко. Родители 1-11 классов 1 четверть Консультационная и просветительская работа 1.Индивидуальные консультации Родители 1-11 классов В течение года по запросу 2.Родительский лекторий (на классных родительских собраниях) Родители 1-11 классов В течение года по плану классного руководителя 3.Общешкольное родительское собрание Родители 1- 11 классов По плану школы 4.Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя» Родители 5- 11 классов 2 четверть 5.Беседа «Совместное проведение свободного времени» Родители 5- 11 классов 3 четверть 6.Беседа «Личный пример родителей» Родители 5- 11 классов 4 четверть Аналитическая работа Заключение по результатам психодиагностики План работы педагога – психолога с детьми «группы риска» Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей, склонных к отклоняющемуся поведению. Выявление и учет учащихся группы риска Обучающиеся школы Сентябрь - октябрь 2. Изучение личных дел Дети «группы риска» В течение года 3. Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска» Дети «группы риска» Психолого – педагогическая диагностика 1.Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей». Дети «группы риска» По мере необходимости 2.Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. Дети «группы риска» В течение года 3.Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение Дети «группы риска» В течение года 4.Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного и суицидального поведения. Дети «группы риска» Апрель Консультационная и просветительская работа 1.Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями. Педагоги школы В течение года 2.Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам) Все участники образовательного процесса В течение года 3.Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся. родители По мере необходимости 4.Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст» Родители детей «группы риска» 2 четверть 5.Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 1,2,5,10х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся- дезадаптантов». Педагоги дезадаптированных детей 2 четверть 6.Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодѐжи». Дети «группы риска» 1 четверть 7.Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждениюслучаев детского суицида. Дети «группы риска» По мере необходимости 8.Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) Дети «группы риска» 3 четверть Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение) Дети «группы риска» В течение года Информирование ребенка об его правах и обязанностях Дети «группы риска» В течение года Коррекционно – развивающая работа 1. Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми». по мере необходимости Аналитическая работа Заключение по результатам диагностики Заполнение карты личности детей «группы риска» План работы педагога – психолога по профилактике здорового образа жизни Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции. Консультация «Воспитание будущих родителей» Для мальчиков Для девочек 9 – 11 классы 1 четверть 2.Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни» 5-11 классы 2 четверть 3.Беседа с созданием буклетов «Курить не модно» 9 класс 3 четверть 4.Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения» 5, 6, 8 классы 5.Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ: «Быть ответственным, значит…», «Не допустить беды», «Молодежь выбирает здоровый образ жизни», «Компьютер – мой помощник и друг» 5-11 классы В течение года Коррекционно – развивающая работа Проведение коррекционных занятий по необходимости Аналитическая работа Заключение по результатам диагностики План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ Цель - формирование положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением. 1.Мониторинг воспитанности Отношение воспитанников к учебе, труду, обществу, людям, к себе. Учащиеся со статусом ОВЗ 8, 3 классы Сентябрь, январь, май 2.Мониторинг развития Уровень развития учебно-организационных, учебно- информационных, санитарно- гигиенических навыков, школьной мотивации Учащиеся со статусом ОВЗ 8, 3 классы Сентябрь, январь, май 3.Мониторинг «Оценка социально – личностных результатов (жизненной компетенции) воспитанников». Уровень развития жизненных компетенций Учащиеся со статусом ОВЗ 8, 3 классы Сентябрь, январь, май 4.Социометрия. Цветовой тест М.Люшера Учащиеся со статусом ОВЗ 8, 3 классы Сентябрь, январь, май Консультационная и просветительская работа 1.Беседа «Доброе отношение к окружающим» воспитание нравственных качеств личности. Учащиеся со статусом ОВЗ 8 класса Октябрь 2.Беседа «Старайся быть справедливым в словах и поступках»; правильное осознание своего поведения. Учащиеся со статусом ОВЗ 8 класса Ноябрь 3.Беседа «Полезные и вредные привычки»; профилактика вредных привычек. Учащиеся со статусом ОВЗ 8 класса Февраль 4.Беседа «Правила хорошего тона»; воспитание нравственных качеств личности. Учащиеся со статусом ОВЗ 8 класса Апрель Коррекционно – развивающая работа Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания Учащиеся со статусом ОВЗ 8, 3 класса. В течение года Аналитическая работа Заключение по результатам диагностики Учащиеся со статусом ОВЗ 8, 3 класса План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидального поведения среди школьников Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения. «Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)». Учащиеся 6-11 классы Ноябрь 4.Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности» Учащиеся 6-11 классы Декабрь 5.Проективная методика «Незаконченные предложения» Учащиеся 6-11 классы Январь 6.Методика «Шкала безнадѐжности» Учащиеся 6-11 классы Февраль 7.Методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей). Учащиеся 6-11 классы Февраль 8.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона. Учащиеся 6-11 классы Март 9.Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения. Учащиеся 13-18 лет Апрель 10.Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество» Учащиеся 6-11 классы Май Консультационная и просветительская работа 1.Классные часы на тему «Жизнь прекрасна» Учащиеся 6-11 классов В течение года 2.Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели. Учащиеся 8-11 классов Ноябрь 3.Тренинг «Мы выбираем жизнь» Учащиеся 8-11 классов Февраль 4.Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида Родители 1-11 классов По плану школы. Коррекционно – развивающая работа 1.Проведение индивидуальных коррекционных занятий необходимости Учащиеся 6-11 классы 2.Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости по Учащиеся 6-11 классы Аналитическая работа 1.Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения. Учащиеся 13-18 лет Сентябрь 2.Заключение по результатам диагностик