Программа психолого-педагогического сопровождения
на 2023 - 2024 учебный год
г.Талица, 2023 г.
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в
соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ»,
Федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования и ФОП.
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», 3 утвержденных постановлением Главного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
Цель
психолого-педагогического
общеобразовательном
психологических
учреждении
условий,
сопровождения:
создание
благоприятных
способствующих
в
социально-
максимальному
развитию
личностного и творческого потенциала всех участников образовательной
деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•
раннее выявление и оказание психологической помощи детям,
имеющим трудности в обучении и воспитании;
•
профилактика школьной и социальной дезадаптации;
•
профилактика суицидального поведения;
•
консультативная и информационная психологическая поддержка
учащихся, родителей и педагогов;
•
повышение мотивации обучения у учащихся;
•
создание психологически комфортных условий для развития личности
каждого ребенка;
•
формирование
у
обучающихся
саморазвитию и самоопределению;
способности
к
самопознанию,
•
формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
•
организация работы с учащимися и родителями по вопросам
психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Организация
деятельности:
программа
рассчитана
на
1
год
психологического сопровождения детей, посещающих МКОУ «Талицкая
СОШ №55».
Основные циклы сопровождения:
•
готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
•
переход в среднее звено;
•
подростковый кризис;
•
адаптация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-
психолога, которые объединены в блоки:
-Психолого-педагогическая диагностика,
-Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика,
-Психологическое консультирование,
-Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика
включает в себя известные методики выявления особенностей
психического
развития
ребенка,
сформированности
определенных
психологических новообразований, соответствия уровня развития умений,
знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным
ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария
прилагается).
Образовательные
стандарты
второго
поколения
дополняют
традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность
образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа,
средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает
сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном
этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
I.
Коммуникативные
УУД
обеспечивают
социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других
людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II.
Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности
следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие
нравственно-этического
оценивания
усваиваемого
обеспечивают
организацию
содержания.
III.
Регулятивные
действия
учащимся своей учебной деятельности.
УУД
К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция.
IV.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические
действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности
универсальных
учебных
действий
является
диагностическая
система
психологического сопровождения. Первые диагностические измерения
сформированности универсальных учебных действий проводятся при
поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и
нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к
обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в
школу. В рамках этого этапа предполагается:
1.
Проведение
психолого-педагогической
диагностики,
направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс
методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека).
2.
Повторная диагностика проводится по отношению к детям,
показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление
причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к
изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1.
Проведение
психолого-педагогической
диагностики,
направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс –
ноябрь).
2.
Проведение
психолого-педагогической
диагностики,
направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при
переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3.
Проведение
психолого-педагогической
диагностики,
направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при
переходе в старшее звено (10 класс – январь)
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В
конце года с учащимися проводится индивидуальное психологопедагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и
особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года
проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных
особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении;
диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1.
С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении,
в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия,
направленные на формирование и развитие необходимых познавательных
навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей.
Занятия
проводятся
с
использованием
игровых
упражнений,
изобразительных средств, психогимнастики.
2.
С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в
адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения,
проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная
на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в
учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3.
С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии
проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам,
направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков
уверенного поведения.
4.
С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся
групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование
положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на
развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному
управлению своим поведением.
5.
В
рамках
работы
по
социальнопсихологических
условий,
развитию
творческого
личностного
и
созданию
благоприятных
способствующих
потенциала
максимальному
всех
участников
образовательной деятельности, в каждом школьном звене в течение года
проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1)
младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие
познавательной,
эмоциональной,
коммуникативной
сфер
личности;
формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к
школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей;
создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие
эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2)
среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и
личностной
тревожности;
повышение
уровня
учебной
мотивации;
формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного
настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству;
формирование положительного образа своего «Я»;
3)
старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания,
саморегуляции,
самоопределения;
развитие
личностного
творческих
и
профессионального
способностей;
создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование
установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение
индивидуальной и групповой форм консультации:
-
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в
школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками,
вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации,
стрессовые состояния).
-
Групповые консультации проводятся в течение года с целью
повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения
возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам). Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами
тренинга;
дискуссий,
круглых
столов,
лекций-бесед,
презентаций
с
использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и
самоконтроля,
толерантности
и
навыков
бесконфликтного
общения;
формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную
жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении
групповых и индивидуальных форм консультации:
Групповые консультации (родительские собрания, лектории для
-
родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью
психолого-педагогического
просвещения
родителей,
формирования
установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения
и развития ребенка.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
года
по
запросам
родителей
для
решения
возникающих
вопросов
(особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития
ребѐнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребѐнок), составлении
рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и
обучения ребенка.
-
Просветительская
работа
заключается
в
проведении
родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов,
направлена на повышение психологической культуры родителей с целью
создания социально-психологических условий для привлечения семьи к
сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации
сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по
отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение
индивидуальной и групповой форм консультации:
-
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности
поведения ребѐнка, взаимоотношения педагог – ребѐнок).
-
Групповые консультации проводятся в течение года с целью
повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой
стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская
педагогических
работа
советах,
включает
в
себя
психолого-педагогических
выступления
на
семинарах
по
актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
-
направлена
на
повышение
уровня
психологической
компетентности педагогов.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
1.
Пополнение
базы
данных
по
психологическому
сопровождению учащихся различных категорий.
2.
Обновление
и
пополнение
базы
диагностического инструментария.
3.
Разработка, подготовка и проведение:
•
родительских собраний,
•
классных часов,
•
занятий с классными руководителями, учителями.
4.
Разработка
и
реализация
программ
изучения
психологосоциально-педагогического статуса учащихся на различных
ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
5.
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий.
6.
Разработка, подготовка и проведение психологической
диагностики, обработка полученных данных.
7.
Подготовка
и
проведение
занятий
в
рамках
психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
8.
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
9.
Анализ научной и практической литературы.
10.
Работа над темой самообразования.
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1.
С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении,
в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия,
направленные на формирование и развитие необходимых познавательных
навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей.
Занятия
проводятся
с
использованием
игровых
упражнений,
изобразительных средств, психогимнастики.
2.
С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в
адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения,
проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная
на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в
учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3.
С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии
проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам,
направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков
уверенного поведения.
4.
С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся
групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование
положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на
развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному
управлению своим поведением.
5.
В
рамках
работы
по
социальнопсихологических
условий,
развитию
творческого
личностного
и
созданию
способствующих
потенциала
благоприятных
максимальному
всех
участников
образовательной деятельности, в каждом школьном звене в течение года
проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1)
младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие
познавательной,
эмоциональной,
коммуникативной
сфер
личности;
формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к
школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей;
создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие
эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2)
среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и
личностной
тревожности;
повышение
уровня
учебной
мотивации;
формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного
настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству;
формирование положительного образа своего «Я»;
3)
старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания,
саморегуляции,
самоопределения;
развитие
личностного
творческих
и
профессионального
способностей;
создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование
установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение
индивидуальной и групповой форм консультации:
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
-
года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в
школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками,
вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации,
стрессовые состояния).
Групповые консультации проводятся в течение года с целью
-
повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения
возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
Просветительская работа включает в себя проведение занятий с
-
элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций
с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания
и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения;
формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную
жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении
групповых и индивидуальных форм консультации:
Групповые консультации (родительские собрания, лектории для
-
родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью
психолого-педагогического
просвещения
родителей,
формирования
установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения
и развития ребенка.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
года
по
запросам
родителей
для
решения
возникающих
вопросов
(особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития
ребѐнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребѐнок), составлении
рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и
обучения ребенка.
-
Просветительская
работа
заключается
в
проведении
родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов,
направлена на повышение психологической культуры родителей с целью
создания социально-психологических
семьи
условий
для
привлечения
к
сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации
сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по
отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение
индивидуальной и групповой форм консультации:
-
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного
года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности
поведения ребѐнка, взаимоотношения педагог – ребѐнок).
-
Групповые консультации проводятся в течение года с целью
повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой
стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская
педагогических
работа
советах,
включает
в
себя
психолого-педагогических
выступления
на
семинарах
по
актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
-
направлена
на
повышение
уровня
психологической
компетентности педагогов.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
I. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
II. Разработка, подготовка и проведение:
III.
•
родительских собраний,
•
классных часов,
•
занятий с классными руководителями, учителями.
Разработка и реализация программ изучения психологосоциально-педагогического статуса учащихся на различных
ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
IV.
Разработка, подготовка и
проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
V.
Разработка, подготовка и
проведение
психологической диагностики, обработка полученных данных. VI.
Подготовка и проведение занятий в рамках
психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
VII.
Составление
выводов,
рекомендаций, характеристик.
VIII.
Анализ научной и практической литературы.
IV. Работа над темой самообразования.
3. Участие и выступление на педагогических и методических советах,
плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение
уроков, внеурочных мероприятий, проведение открытых занятий, участие в
неделе психологии.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами; -работа
с учащимися.
Педагог
-
психолог
образовательного
учреждения
призван
содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных
этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также
определение психологических причин нарушения личностного и социального
развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,
2.Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе,
3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее
звено,
4.Работа с детьми с ОВЗ,
5.Подготовка к итоговой аттестации,
6.Работа с родителями,
7.Работа с неблагополучными семьями,
8.Работа с детьми «группы риска».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Младшее звено (7-10 лет):
•
классе;
успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1
•
повышение уровня учебной мотивации;
•
базовые способности к самопознанию и познанию других;
•
способности к рефлексии собственного поведения и
мотивов поступков;
•
формирование положительного образа своего «Я»;
•
формирование произвольности психических процессов,
самоконтроля;
•
положительное отношение к самому процессу обучения и
познания;
•
положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
•
других;
•
способности и стремление к самопознанию и познанию
высокий
уровень
развития
самодисциплины; • способности
самоконтроля,
к проявлению инициативы
и
способности принять за нее ответственность на себя;
•
адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
•
стремление
сверстниками,
•
к
уважительное отношение ко всем людям и к себе;
осознание важности и смысла процесса обучения;
•
стремление
саморазвитию;
•
сотрудничеству со
к
творческому
и
интеллектуальному
осознанное отношение к своему образу жизни, стремление
к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
•
способности к проявлению инициативы и способности
принять за нее ответственность на себя;
•
профессиональное и жизненное самоопределение;
•
умение
конфликты;
•
предотвращать
стремление
к
и
разрешать
самопознанию
и
межличностные
саморазвитию
как
неотъемлемой части жизни;
•
стремление
и
умение
справляться
с
возникающими
стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
•
психологическая готовность к вступлению во взрослую
жизнь; • активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
•
Информирование
учителей
и
родителей
о
возрастных
и
индивидуальных особенностях детей.
•
Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности
родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития
ребенка
Просвещение
•
Повышение
психологической
культуры
учащихся,
родителей,
учителей. Методическая и аналитическая работа
•
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса
психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НА 2023/24 УЧЕБНЫЙ ГОД
Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации
в 1 классе
Сентябрь - октябрь
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе,
предупреждение и преодоление школьных рисков.
1.Психодиагностика уровня школьной готовности поступающих в 1-е
классы (диагностический комплекс Семаго М.М.)
-
Задание № 1 «Продолжи узор»;
-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;
-Задание № 3 «Шифровка»;
-Задание № 4 «Слова»;
-Задание № 5 «Нарисуй человека»
2.Проведение диагностических методик на определение адаптации
первоклассников к школьному обучению:
Тест Керна-Йирасика;
-
установление причинно-следственных связей;
-
вербальное мышление;
-
интеллектуальные умения-обобщение, классификация;
-
мнемические процессы: память, внимание, переключение
внимания, восприятие;
(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Минимизация
школьных рисков,
формирование
благоприятного адаптационного фона
Ноябрь – май
2.Консультационная и просветительская работа
1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей
первоклассников
Родители первоклассников
По запросу
2.
Родительское собрание «Адаптация первоклассников»
Родители первоклассников по плану кл. рук.
3.Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающие занятия
с
обучающимися,
испытывающими временные трудности периода адаптации:
I. Личностные
II. Коммуникативные
III. Регулятивные
IV. Познавательные
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться
поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и
слабые стороны.
Ноябрь-апрель.
4.Аналитическая работа
I этап
Ноябрь по результатам диагностики.
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и
преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
II этап
Май по результатам диагностики.
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и
преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
План психолого-педагогического сопровождения
для 5-х классов
Изучение
периода
адаптации
учащихся
по
методике
Александровской.
I.
Познавательные УУД
II.
Регулятивные УУД
III.
Коммуникативные УУД
Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации
учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление
школьных факторов риска
Учащиеся 5 класса
I этап
Сентябрь – октябрь
II этап
Апрель– май
2. Тест школьной тревожности Филипса (Личностные УУД)
Предполагаемый
результат:
Определение
уровня
тревожности.
Учащиеся 5 класса
Ноябрь.
Консультационная и просветительская работа
школьной
1. Проведение
индивидуальных и
групповых
консультаций родителей пятиклассников.
Родители пятиклассников
По запросу ноябрь–май
2. Родительское
собрание
(презентация)
«Адаптация
пятиклассников к новым условиям учебы».
По плану классного руководителя.
3. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
«Первый раз в новый класс»
«Трудности адаптационного периода»
«Психологические особенности младшего подросткового возраста».
Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе
в новом детском коллективе.
Педагоги, работающие в 5-м классе.
сентябрь-май.
Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающие
занятия
с
обучающимися,
испытывающими временные трудности периода адаптации
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность,
научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим,
видеть свои сильные и слабые стороны
Обучающиеся 5 класса испытывающие трудности в период адаптации
Ноябрь - апрель
Аналитическая работа Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе,
предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении. В
течение года.
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и
напряженности.
1.
Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги»
(Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной
тревожности) 10 класс октябрь
2.
Методика изучения эмоционального напряжения.
(Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в
период адаптации) 10 класс октябрь
3.
Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс». 9
класс февраль
Консультационная и просветительская работа
1. Проведение
индивидуальных
консультаций
по
вопросам
адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.
Родители
Педагоги 10 класса
Октябрь ноябрь
2. Индивидуальные консультации для учащихся по результатам
диагностики.
10 класс
В течение года
3. Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и
вне учебных занятий
10 класс
Сентябрь - ноябрь
Лекции и беседы с родителями
Родители 10 класса
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
1.Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию
познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
10 класс
В течение года (по запросу и результатам диагностики)
Аналитическая
работа
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе,
предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
В течение года
Сопровождение готовности учащихся 4 класса при переходе
среднее звено
Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.
1.Психолого – педагогическая диагностика
Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.
1.Методика «Уровень школьной мотивации»
(Мотивация учебной деятельности)
2.Методика «Определения умственного развития»
(познавательная сфера)
3.Методика «Слова» (Познавательная сфера)
4. Методика «Умение считать в уме» (Познавательная сфера)
5. Методика «Три оценки»
(Самооценка, уровень притязаний)
6. Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического
статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной
школе»
(Сформированность учебных действий и умений)
Консультационная и просветительская работа
Апрель
1. Разработка
рекомендаций
диагностики.
Родители 4 класса
для
родителей по
результатам
Коррекционно – развивающая работа
1. Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс». 4 класс.
Аналитическая работа
1.Обработка полученных данных
2.Составление психолого – педагогического заключения и прогноза
развития
Май
План работы педагога – психолога с родителями
Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и
ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в
семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для
обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
Диагностика
уровня
потребности
родителей
в
психологопедагогических знаниях; уровень педагогической компетентности
и удовлетворенности родителей. Методика Р. В. Овчаровой; Методика И. А.
Хоменко.
Родители 1-11 классов
1 четверть
Консультационная и просветительская работа
1.Индивидуальные консультации
Родители
1-11 классов
В течение года по запросу
2.Родительский лекторий (на классных родительских собраниях)
Родители 1-11 классов
В течение года по плану классного руководителя
3.Общешкольное родительское собрание
Родители 1- 11 классов
По плану школы
4.Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя»
Родители 5- 11 классов
2 четверть
5.Беседа «Совместное проведение свободного времени»
Родители 5- 11 классов
3 четверть
6.Беседа «Личный пример родителей»
Родители 5- 11 классов
4 четверть
Аналитическая работа
Заключение по результатам психодиагностики
План работы педагога – психолога с детьми «группы риска»
Цель - формирование условий равных возможностей для всех
обучающихся, гармонизация личности детей, склонных к отклоняющемуся
поведению.
Выявление и учет учащихся группы риска
Обучающиеся школы
Сентябрь - октябрь
2.
Изучение личных дел
Дети «группы риска»
В течение года
3.
Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска»
Дети «группы риска»
Психолого – педагогическая диагностика
1.Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных
детей».
Дети «группы риска»
По мере необходимости
2.Изучение
индивидуальных особенностей
развития
детей,
с признаками отклоняющегося поведения.
Дети «группы риска»
В течение года
3.Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование,
анкетирование и наблюдение
Дети «группы риска»
В течение года
4.Социально-психологическое обследование на выявление склонностей
к рискам аддиктивного и суицидального поведения.
Дети «группы риска»
Апрель
Консультационная и просветительская работа
1.Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с
«трудными» детьми их семьями.
Педагоги школы
В течение года
2.Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»),
родителей и учителей (по запросам)
Все участники образовательного процесса
В течение года
3.Рекомендации
родителями
вновь
прибывших
учащихся.
родители
По мере необходимости
4.Групповая консультация родителей по результатам диагностики
«Трудный возраст»
Родители детей «группы риска»
2 четверть
5.Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 1,2,5,10х
классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка
учащихся- дезадаптантов».
Педагоги дезадаптированных детей
2 четверть
6.Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и
другими психоактивными веществами среди подростков и молодѐжи».
Дети «группы риска»
1 четверть
7.Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации, по предупреждениюслучаев детского суицида.
Дети «группы риска»
По мере необходимости
8.Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие
санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития,
профилактика наркомании, курения, алкоголизма)
Дети «группы риска»
3 четверть
Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного
поведения, законопослушное поведение)
Дети «группы риска»
В течение года
Информирование ребенка об его правах и обязанностях
Дети «группы риска»
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
1.
Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми».
по
мере
необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
Заполнение карты личности детей «группы риска»
План работы педагога – психолога по
профилактике здорового образа жизни
Цель -
формирование
мотивации к
здоровому образу
жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе
жизни; формирование активной жизненной позиции.
Консультация «Воспитание будущих родителей»
Для мальчиков
Для девочек
9 – 11 классы
1 четверть
2.Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»
5-11 классы
2 четверть
3.Беседа с созданием буклетов «Курить не модно»
9 класс
3 четверть
4.Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения»
5, 6, 8 классы
5.Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике
употребления ПАВ:
«Быть ответственным, значит…»,
«Не допустить беды»,
«Молодежь выбирает здоровый образ жизни»,
«Компьютер – мой помощник и друг»
5-11 классы
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
Проведение коррекционных занятий по необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ
Цель - формирование положительных установок в общении со
сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к
саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
1.Мониторинг воспитанности
Отношение воспитанников к учебе, труду, обществу, людям, к себе.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
2.Мониторинг развития
Уровень развития учебно-организационных, учебно- информационных,
санитарно- гигиенических навыков, школьной мотивации
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
3.Мониторинг
«Оценка
социально –
личностных
результатов (жизненной компетенции) воспитанников».
Уровень развития жизненных компетенций
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
4.Социометрия. Цветовой тест М.Люшера
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
Консультационная и просветительская работа
1.Беседа
«Доброе
отношение
к
окружающим»
воспитание нравственных качеств личности.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Октябрь
2.Беседа
«Старайся быть справедливым
в
словах
и
поступках»; правильное осознание своего поведения.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Ноябрь
3.Беседа «Полезные и вредные привычки»; профилактика вредных
привычек.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Февраль
4.Беседа «Правила хорошего тона»; воспитание
нравственных качеств личности.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Апрель
Коррекционно – развивающая работа
Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной
сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 класса. В течение года
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 класса
План работы педагога – психолога по профилактике суицида и
суицидального поведения среди школьников
Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к
риску возникновения суицидального поведения.
«Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».
Учащиеся 6-11 классы
Ноябрь
4.Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности»
Учащиеся 6-11 классы
Декабрь
5.Проективная методика «Незаконченные предложения»
Учащиеся 6-11 классы
Январь
6.Методика «Шкала безнадѐжности»
Учащиеся 6-11 классы
Февраль
7.Методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей).
Учащиеся 6-11 классы
Февраль
8.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
Д.Рассела и М. Фергюсона.
Учащиеся 6-11 классы
Март
9.Социально-психологическое обследование на выявление склонностей
к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
Учащиеся 13-18 лет
Апрель
10.Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество»
Учащиеся 6-11 классы
Май
Консультационная и просветительская работа
1.Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»
Учащиеся 6-11 классов
В течение года
2.Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций,
которые привели к гибели.
Учащиеся 8-11 классов
Ноябрь
3.Тренинг «Мы выбираем жизнь»
Учащиеся 8-11 классов
Февраль
4.Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида
Родители 1-11 классов
По плану школы.
Коррекционно – развивающая работа
1.Проведение
индивидуальных
коррекционных
занятий
необходимости
Учащиеся 6-11 классы
2.Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости
по
Учащиеся 6-11 классы
Аналитическая работа
1.Анализ результатов социально-психологического обследования на
выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
Учащиеся 13-18 лет
Сентябрь
2.Заключение по результатам диагностик