РП внеурочной Орлята России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»
(3 КЛАСС)

Талица 2023 г

1

Пояснительная записка
Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»
разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности,
поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая
преемственность с Российским движением школьников.
Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»
разработана соответствует требованиям ФГОС НОО, утвержденным Министерством просвещения РФ
от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями:
− Учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России. Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А.,
Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина
О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во
Новация, 2022г.
− Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672;
− Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ "Талицкая средняя
общеобразовательная школа № 55 "
− Плана внеурочной деятельности и календарного учебного графика МКОУ "Талицкая средняя
общеобразовательная школа № 55 " на 2023-2024 учебный год;
Реализация рабочей программы предусматривает возможность применения дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Программа
внеурочной деятельности «Орлята России» входит во внеурочную деятельность по
направлению «социальное». На основании плана внеурочной деятельности школы в 3 классе на
внеурочную деятельность «Орлята России» отводится 68 часа (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество часов в неделю по программе
2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год
68
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально-ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских
базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры
общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие
самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан
нашей страны, России.

2

2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным
ценностям с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической
культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему
миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Раздел 1. Актуальность программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально
значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в «Федеральной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что
«поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной
традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с
учѐтом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своѐ понимание основных понятий и категорий, заложенных в
Программе.
Тезаурус основных понятий программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы
рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей
его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена
социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом;
развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных
отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых,
направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого

3

участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских
способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. –
208 с.).
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо
повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися событиями, которые
были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным
потенциалом (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л.
Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30).
Детский коллектив – группа детей, в которой создаѐтся система высоконравственных и
эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая
формированию личности и развитию индивидуальности каждого еѐ члена (Ковалѐва А.Г. Педагогика
«Орлѐнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалѐва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко,
И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.).
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО
Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в
Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребѐнка в смене. В группе из 4–5
человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится
впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко,
учебно-методический центр ВДЦ «Орлѐнок», 2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы
формируются с целью чередования творческих поручений.
Ценностные основания программы «Орлята России»
Федеральная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к
результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС,
единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской
Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить
ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа,
Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям,
желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей
стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей
страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности,
поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с
учѐтом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в
соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своѐ время другому и бескорыстно
приходить на помощь, желание добра и блага другому. Природа – бережное и ответственное
отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на
окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нѐм; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и
взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
4

Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение
как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать: всѐ делать вместе, сообща и
делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и увлекательное
приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой
деятельности, автор которой, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии
образования (РАО) Игорь Петрович Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив
– это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та,
что создаѐтся и развивается самими воспитанниками, вовлечѐнными в процесс жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать,
познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат жить. В школе учатся жить».
Раздел 2. Построение курса внеурочной деятельности для 3 класса
Реализация программы «Орлята России» для детей 3 класса начинается с первой четверти
учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество
учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения
смыслов Программы.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в
предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный
орлятский урок, который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и
классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учѐта школьных каникул. Деление
учебного года представлено четвертями.
Четверть

I четверть

Деятельность
Вводный
орлятский урок
для детей
второго года
участия в
Программе

«Орлѐнок –
Лидер»

II четверть

«Орлѐнок –
Эрудит»

Даты

Комментарии
Основными задачами являются старт Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на участие в Программе.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Реализация Программы начинается с данного трека, который
позволяет актуализировать/приобрести опыт совместной
деятельности в коллективе, что необходимо в начале
учебного года. Также занятия трека позволят выявить
первичную оценку уровня сплочѐнности класса и лидеров для
дальнейшего формирования микро-групп.
Каникулы
Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на
учебную деятельность. В этот временной промежуток в
школах проходят различные олимпиады. В рамках трека
происходит знакомство ребѐнка с разными способами
получения информации.

5

«Орлѐнок –
Мастер»

Игра для
подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе
«Орлѐнок –
Доброволец»

декабрь

январь

«Орлѐнок –
Эколог»

IV четверть

«Орлѐнок –
Хранитель

январь

февраль

Учитывая разницу в погодных условиях, предлагается трек
провести в данное время: в большинстве школ проходят
различные соревнования, посвященные 23 Февраля и пр. В
том числе в соответствии с возрастом можно провести
Весѐлые старты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие
соревнования,
чтобы
минимизировать
воздействие
гиподинамического кризиса середины учебного года.

март

Несмотря на большую разницу в климате регионов страны,
весна – наиболее благоприятный период для реализации
трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий
трека проводить за пределами здания школы.

апрель

исторической
памяти»

Подведение
итогов участия в
Программе в
текущем учебном
году

Каникулы
Игра по итогам 3 треков: «Орлѐнок – Лидер», «Орлѐнок –
Эрудит», «Орлѐнок – Мастер». Игру учитель проводит
самостоятельно, используя предоставленные методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и
истории
добровольческого/волонтерского/тимуровского
движения в любое время учебного года.

III четверть
«Орлѐнок –
Спортсмен»

Данный трек проходит в два этапа: 1-й – подготовка
новогоднего спектакля/номера/концерта; 2-й – знакомство с
мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны.

Каникулы
В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти», так как он
является треком, подводящим итоги участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители
исторической памяти своей страны.
В УМК – использование игровых методов диагностики
результатов. Основными результатами, которые нам
необходимо оценить, станут:

май

− личностное развитие ребѐнка (изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного участника»);
− сформированность класса как коллектива;
− уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в
Программе.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно
использовать следующие показатели: конкурсные программы, викторины, открытые занятия.
Учащиеся проходят аттестацию в форме тестирования в устной форме по выявлению уровня знаний,
умений и навыков по завершении изучения каждого раздела программы.

6

Раздел 3. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС
НОО, основными направления воспитания, зафиксированными в программе воспитания и
основываются на российских национальных ценностях, Личностные результаты: Обучающийся
научится:
− формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
− формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации,
− овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
− развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах;
− формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
− формировать безопасный, здоровый образ жизни;
− мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
− формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
− владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;
− умению слушать собеседника и вести диалог;
− умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
− умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
− умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; − умению
определять общую цель и пути ее достижения.
У ученика будут сформированы познавательные УУД:
Обучающийся научится:
− сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по
родовидовым признакам;
− устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

7

Обучающийся получит возможность научиться:
− работать с таблицами, картами, схемами;
− мению кодировать и декодировать информацию.
У ученика будут сформированы регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
− планировать свою деятельность;
− осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
− анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты
Обучающийся научится:
− использовать действия языковыми единицами для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
− самостоятельно выбирать интересующую литературу;
− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
− применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач;
− выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире
природы и людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
− элементарным способам изучения природы и обществ (наблюдению, записи, измерению, опыту,
сравнению, классификации и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих
людей, в открытом информационном пространстве);
− устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
− практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
− использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих,
технологических и организационных задач.
По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:
− понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к
истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт
принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных
символов; уважает духовно нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность
человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом
возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия

8

физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает
ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую
среду);
− применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в
доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях знаний);
−

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во
взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и
уважение к научным знаниям, науке).
Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий
за
период
освоения
ребѐнком
образовательных
треков
(траекторий
социальнокоммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных
граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего
школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено
соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на
полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот
опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9 занятий по 7 трекам. Логика
каждого трека выстроены на основе коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова и с учѐтом
возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.

9

Предлагаемая последовательность треков – результат анализа реализации Программы в
2023/2024 учебном году, а также аналитических сессий Консультационного совета Программы
(временный совещательный орган, создан в феврале 2022 г. в ВДЦ «Орлѐнок» на базе отдела
обеспечения реализации программы «Орлята России»).

Логика построения треков
Класс
3 класс

1-е занятие
Погружение
в
тематику
трека
(работа с понятиями,
качествами)

1.

Реализация трека
2–4-е занятия
5-е занятие
Занятия/мастерклассы, участие в
которых
поможет
детям
выработать
идею для КТД

Подготовка КТД

6-е занятие

7–9-е занятия

Реализация КТД
(для
себя,
параллельного
класса,
родителей,
младших
классов)

Встреча
с
интересным
человеком
по
тематике трека.
Подведение
итогов, опорные
схемы, анализ,
награждение.
Диагностика

Трек «Орлёнок – Лидер»

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного коллектива, сформировать
детские
микрогруппы
для
приобретения
и осуществления опыта совместной деятельности и чередования
творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для
их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
3. Трек «Орлёнок–Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.

10

Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее
настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в
любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок–Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная
усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том
числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок–Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника.
7.Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я– хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование курса
«Орлята России» в 3 классе
Срок проведения

Тема
Старт Программы

Количество часов

сентябрь

Вводный орлятский урок
«Орлёнок – Лидер»

1

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1
1
1
1
1
1
2

11

октябрь

«Мы дружный класс!»
«Орлёнок – Эрудит»

1

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!»
Итоги трека «На старте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер»

1
1
1
1
1
1
2
1

декабрь
декабрь
декабрь

«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город мастеров»

1
1
1

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Подведение промежуточных итогов

1
1
1
2
1

январь

Игра по итогам 3 треков: «Орлѐнок – Лидер» «Орлѐнок –
Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»

2

январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь

«Орлёнок – Доброволец»
«От слова – к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи – к делу»
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»

1
1
1
1
1
1
2
1

февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль

«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»

1
1
1
1
1
1
2
1

12

«Орлёнок – Эколог»
март
март
март
март
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май

«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи природы»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
экологом
«Шагая в будущее, помни о планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1
1
1
1
1
1
2

«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны»
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится ближе»
КТД «Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов

1
1
1
1
1
1
2
1

Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году.

2

Итого

1

68
Радел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для организации качественных занятий необходимо:
− кабинет с необходимым оборудованием: парты, стулья, шкаф для хранения необходимых
материалов и литературы;
− инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки;
− разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик;
− оформление информационного стенда.
− Предложения по оборудованию и оформлению рекреации/холла/уголка программы «Орлята
России» для начальной школы: http://img.orlyonok.ru/doc/oor.pdf
Библиографический список
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями и
дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18
мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.).

13

2) Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр (изд. 2-е, перераб. и
доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлѐнок»: учебно-методический центр, 2020. – 80 с. – Текст:
непосредственный.
3) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер,
2008. – 398 с. 4) Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И.
Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5) Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности / Л. И.
Бурова // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 45–47, 55.
6) Григорьев, Д. От результатов – к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д.
Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». –
2016. – № 4. – С. 4–6.
7) Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8) Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы
образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 49–53.
9) Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика / Б. В. Куприянов; отв.
ред. М. А. Ушакова. – Москва: Сентябрь, 2009. – 159 с.: табл.; 20 см. – (Библиотека журнала
«Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-5-88753-114-4. – Текст: непосредственный.
10) 10.Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4-х классов общеобразовательных учреждений:
воспитание гражданина: уроки социальности: практическое пособие / М. И. Рожков. – Москва :
Владос, 2014. – 72 с.
11) Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников: учебно-методическое
пособие. – СПб: КультИнформПресс, 2021. – С. 77.
12) Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания: монография /
И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н. Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва:
Издательство ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования». – 2019. – 268 с.; ISBN 978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
13) Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка : Коллективная монография / Под редакцией
М.И. Рожкова. – Москва: ИД «Научная библиотека», 2016. – 158 с. 14. Фришман И.И. Концепция
воспитания – традиции и современность / И. И. Фришман // Социальное воспитание. – 2013. – № 2.
– С. 12–17.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».