РП Вопросы русского языка 9 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Вопросы русского языка»
для обучающихся 9 классов
Срок реализации: 2023-2024 учебный год

г.Талица 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Вопросы русского языка» для 9 класса
составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.
2012 № 273-ФЗ);
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования», вступает в силу с 1.09.2021 г.
ФГОС основного общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897, , с изм. 11.12.2020 г. № 712;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20);
Цель предмета: создать условия для овладения русским языком как
средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (устному
собеседованию и обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи предмета:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в
письменной и устной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого,
осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Общая характеристика учебного курса
Предмет предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он
отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в
форме устного собеседования и в форме ОГЭ и намечает приоритеты
подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке,
формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий,
ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от
формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной
и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих
сформировать
языковую,
лингвистическую
и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем
культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность,
включающая способность аргументации доказательности своей позиции,
вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы,
эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное
начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание
и
формы
учебного
процесса
определяются
Государственными образовательными стандартами, реализующимися в
Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с
учетом федерального компонента государственного стандарта среднего
общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного
учреждения. На программу изучения предмета «Вопросы русского языка» в 9
классе выделяется из компонента образовательного учреждения МКОУ
«Талицкая СОШ №55» 1 час в неделю. Всего отводится 34 часов в году.
Планируемые результаты освоения предмета «Вопросы русского
языка» для 9 класса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью
технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа,
государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального
общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и
культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а также
роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение
разными
видами
чтения
(поисковым/просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочитанного текста
(план, тезисы), приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план,
тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей
речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты
различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность,
заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию
языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного
языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии;
соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм
речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения
в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь
с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и
диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с
точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Устное собеседование по русскому языку
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию
по русскому языку, являются:
▪ Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным
типом речи;
▪ Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая
речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
▪ Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила
общения;
▪ Совершенствовать культуру устной речи.
1. Чтение текста вслух (2 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведѐнного высказывания (2 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание (3 часов)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом
условий речевой ситуации.
4. Диалог (2 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение
обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого
словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Контроль знаний (2 часа)
Сжатое изложение (4 часа)
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения
по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научнопопулярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
—умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
—умение адекватно воспринимать авторский замысел;
—умение вычленять главное в информации;
—умение сокращать текст разными способами;
—умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
—умение находить и уместно использовать языковые средства
обобщенной передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание,
без которого будет неясен или искажен авторский замысел. Следовательно,
нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал
его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Учащийся должен также тренироваться в определении микротем,
являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Задания с кратким открытым ответом (9 часов)
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким
открытым ответом (2- 12). Задания проверяют глубину и точность понимания
экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень
постижения школьниками его культурно- ценностных категорий; проверяют
комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции
9-классников.
Все
задания
имеют
практическую
направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют
необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и
речевыми нормами.
Сочинение (5 часов)
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих
задания (13.1, 13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно.

Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный
текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
№

Тема

Структура итогового собеседования по русскому языку.
Критерии оценивания заданий.
2 Основные требования и правила выразительного чтения
текста. Интонационное соответствие пунктуационному
оформлению текста. Соответствие темпа чтения
коммуникативной задаче текста.
3 Способы запоминания текста. Способы цитирования
текста. Уместное, логичное включение цитаты в текст
4 Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.
5 Монологическое высказывание.
Культура ведения монолога. Тип речи повествование.
6 Культура ведения монолога. Тип речи описание.
7 Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.
8 Грамматические нормы. Речевые нормы. Орфоэпические
нормы. Контроль.
9 Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности
диалога. Основные правила ведения диалога.
10 Понятие о внимательном молчании. Законы риторики
диалога.
11- Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку
12
13 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Структура и содержание КИМов. Знакомство с критериями
оценки выполнения заданий.
14 Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста.
15 Основные приѐмы компрессии исходного текста.
Исключение. Обобщение. Упрощение.
16- Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание
17 сжатого изложения.
18 Синтаксический анализ. Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
1

Кол-во
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1

1
2
1

Словосочетание. Виды подчинительной связи
19- Пунктуационный анализ. Осложнѐнное простое
20 предложение. Знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Знаки препинания в
сложносочинѐнном и сложноподчинѐнном предложениях.
21- Орфографический анализ. Правописание приставок.
22 Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание
суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
23 Анализ содержания текста. Текст как речевое
произведение. Смысловая и композиционная целостность
текста. Анализ содержания текста.
24 Анализ средств выразительности. Выразительные средства
лексики и фразеологии.
25- Выполнение тренировочных вариантов задания ОГЭ-2024
26
27 Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема текста.
28 Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и концовки сочинения.
29- Особенности написания сочинения-рассуждения на
31 лингвистическую тему (Задание 13.1), на тему, связанную
с анализом текста (Задание 13.2, 13.3)
32 Написание контрольного сочинения по выбору учащихся
33- Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
34

2

2

1

1
2
1
1
3

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».