РП КБЖ 7 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 7 КЛАССОВ

2023-2024 г.
г. Талица 2023 г.
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а
также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г
№ 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение,
2012 г.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к
формированию
у
подростков современного
уровня
культуры
безопасности,
индивидуальной
системы
здорового
образа
жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа содержит:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности».
3. Описание места предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
4. Содержание предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности».
5. Тематическое планирование с распределением учебной нагрузки по предмету.
6. Тематическое планирование учебных сборов.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Цели и задачи изучения культуры безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах:
1. Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
2. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
3. Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и
ответственности власти.
4. Антиэкстремистское
мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека.
5. Отрицательное отношение учащихся к приѐму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
6. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Культуры безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:
2

•

Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для
здоровья и жизни человека.
• Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
• Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения
адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
• Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приѐму
психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Структура предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два
учебных модуля и пять разделов.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя
такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Культура
безопасности жизнедеятельности».
Учебные модули
Модуль-1
Модуль-2
Основы безопасности личности, общества и государства.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Разделы
1
Основы комплексной безопасности
4 Основы здорового образа жизни
2
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций
5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
3
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная
база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативноправовых актов, в том числе:
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также
Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОСТ общего
образования второго поколения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
• Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
3

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
• Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
• Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
• Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ
решения;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать
выводы;
4

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
• Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
• Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим;
• Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
• Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
• Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
• Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и
их последствия для личности, общества и государства;
• Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
• Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной
из различных источников;
• Умение
принимать
обоснованные
решения
в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учѐтом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание предмета «Культура безопасности жизнедеятельности».
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».
5

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность в быту
Безопасность на водоѐмах
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Подготовка к активному отдыху на природе
Активный отдых на природе и безопасность
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
ЧС природного характера
ЧС техногенного характера
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Организация защиты населения РФ от ЧС.
Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные
причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.
Положения Конституции РФ.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в РФ.
Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению
наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
6

Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской
деятельности.
Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы
в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произощѐл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата самолѐта. Правила поведения при перестрелке.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путѐм, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов.
Семья в современном обществе.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Оказание
первой помощи.
Первая помощь и правила еѐ оказания.
Средства оказания первой помощи.
7

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях. Комплекс
простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

Структура дисциплины.
7 класс.
Полуго
дие
1
2

Количество
часов

Содержание программы
Основы безопасности личности, общества,
государства.
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни

15

Количество
практических
работ
-

19

-

Итого

34

0

Тематическое планирование 7 класс.
№
урока
1

Тема урока
2
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

К-во
часов
3
25

Домашнее задание
4

15
8

1
2

Тема 1: «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера».

3

Различные природные явления

1
1

Тема 2: «ЧС геологического происхождения».

3

3
4
5

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.
Тема 3: «ЧС метеорологического происхождения»

1
1
1
2

6
7

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.
Смерчи.
Тема 4: «ЧС гидрологического происхождения».

1
1
5

8
9

Наводнения. Виды наводнений и их причины.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1
1

10
11
12

Сели и их характеристика.
Цунами и их характеристика.
Снежные лавины.
Тема 5: «Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения».

1
1
1
3

13
14

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1
1

15

Эпизоотии и эпифитотии

1
8

Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС».
Тема 6: «Защита населения от ЧС геологического происхождения».
16
17
18

Защита населения от последствий землетрясений.
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Тема 7: «Защита населения от ЧС метеорологического происхождения».

3
1
1
1
1
9

19

Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Тема 8: «Защита населения от ЧС ситуаций гидрологического происхождения».

1
3

20
21
22

Защита населения от последствий наводнений.
Защита населения от последствий селевых потоков.
Защита населения от цунами.
Тема 9: «Защита населения от природных пожаров».

1
1
1
1

23

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

1
2

Тема 10: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».
24
25

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую
деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического
поведения.
Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Раздел 4. «Основы здорового образа жизни».
Тема 11. «Здоровый образ жизни и его значение для гармонического человека».

26
27
28

Психологическая уравновешенность.
Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Раздел 5. «Основы здорового образа жизни».
Тема 15: «Первая помощь при неотложных состояниях».

2
1
1
9
3
3
1
1
1
6
6

29
30
31
32
33

Общие правила оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при наружном кровотечении (практическое занятие).
Оказание первой помощи при ушибах и переломах.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах (практическое занятие).

1
1
1
1
1

34

Общие правила транспортировки пострадавшего.

1
Итого 34

10

Оценка устных ответов учащегося:
Отметка «5» ставится, если учащийся:
•

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

•

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

•
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания;
•
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;
•

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые учащийся легко исправил
по замечанию учителя.
Отметка «4» ставится, если ответ учащегося в основном соответствует требованиям отметки «5», но при этом имеет один из
недостатков:
•

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

•

допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

•
допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по
замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:

11

•
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
•

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
•

не раскрыто основное содержание учебного материала;

•
обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части материала; Отметка «1» ставится, если
учащийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных
вопросов по изучаемому материалу.

Все тестовые задания оцениваются:
-

правильный ответ – 1 балл;

-

отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:
«1» - работа не выполнена или не сдана. «2» - менее 25% правильных ответов. «3» - от 25% до 50% правильных ответов. «4» от 50% до 75% правильных ответов. «5» - от 75% и более правильных ответов.

Критерии оценивания письменных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и не более
трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 50% всей работы при наличии не более четырех-пяти
недочетов или одной грубой ошибки и двух недочѐтов.
12

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50%
всей работы. Отметка «1» ставится, если не выполнено ни одного задания или работа не сдана.

Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения; погрешность отражает неточные
формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта; недочѐт – неправильное
представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определѐнные программой обучения; мелкие погрешности –
неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Отметка за тему
выставляется как среднее арифметическое всех полученных баллов.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».