РП курса функциональная грамотность 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
8 КЛАСС

2023

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
актуальность и назначение программы ....................................... 3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА........................................................................... 5
Введение. О шести составляющих функциональной
грамотности ..................................................................................... 5
Содержание курса по шести направлениям функциональной
грамотности для 8 классов ........................................................... 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................................................. 13
Личностные результаты ............................................................... 13
Метапредметные результаты ...................................................... 15
КТП 8 класс..................................................................................... 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в
современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра
стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а
для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать
информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)
и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых
приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной
грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных
от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-

научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий
работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие
критического и креативного мышления.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число
которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными),
нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации,
приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения
оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учетом
современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими

основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные
формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и
составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения
и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного
урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для
урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Вовторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных
областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и
объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку
для изучения как математики, так и обществознания.

Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках
как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются
смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым
вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность инте-

ресоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным
наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной
группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой
грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы).
Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми
правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и
навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не
имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и
обществознания.

Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с
освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных
предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два
аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать
глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также
действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи,
ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных
наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их
возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.

Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление
функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят
от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании
окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на
вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление
рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого
спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее
представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех

сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых
уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления,
учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные
на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для
функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения
итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДЛЯ 8 КЛАССОВ
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем
действовать» (5 ч)
1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Человек и книга

3

Познание

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (5
ч)
1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Наше здоровье

Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в
школе и в жизни» (5 ч)
1

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС),
схемы, опорные конспекты (ВС),
социальные инициативы и взаимодействия (СПр),
изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).

2

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем.

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность?

Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при
выполнении задания.
4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение
проекта на основе комплексного задания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1

В профессиях

2

В общественной жизни

3

В общественной жизни

4

В профессиях

Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч)
1

Финансовые риски и взвешенные решения

2

Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

3

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

4

Самое главное о сбережениях и накоплениях

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
1

«Сосчитать – после не хлопотать»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)
1
2-3

Социальные нормы – основа общения
Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей

4

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

5

Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех
направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное уча-

стие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному
имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших труд-

ностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

8 КЛАСС
№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Игры и упражнения, помогающие
объединить
участников программы, которые
будут посещать
занятия. Беседа,
работа в группах,
планирование
работы.

Портал Российской электронной школы
(https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО
РАО, Сетевой комплекс
информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования функциональной грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Материалы из пособий
«Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» издательства «Просвещение»

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.
1.

Введение

1

Знакомство участников
программы. Обсуждение
понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности
(читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая
грамотность, глобальные
компетенции, креативное
мышление). Ожидания
каждого школьника и
группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках
программы.

Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному
сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом; Сформировать
установку на активное
участие в решении
практических задач,
осознанием важности
образования на протяжении всей жизни для

успеш
№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

ной профессиональной
деятельности и развитием необходимых
умений; Приобрести
опыт успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
2-3.

Человек и
книга

2

Особенности чтения и
понимания электронных
текстов

Использовать информацию из текста для
различных целей

Практикум в
компьютерном
классе

«Книга из интернета»
(http://skiv.instrao.ru)
«Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun

c/)
4-5.

Познание

2

Научная информация:
анализ и оценка

Использовать информацию из текста для
различных целей

Конференция

«Исчезающая пища. Бананы»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)
«Исчезающая пища»:
(Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. –
Москва, СанктПетербург: «Просвещение», 2021).
«Новости»
(http://skiv.instrao.ru)

6.

Смысл
жизни (я и
моя жизнь)

1

Художественный текст
как средство осмысления
действительности

Интегрировать и интерпретировать информацию

Творческая лаборатория

«За тенью»
(http://skiv.instrao.ru)
«Зачем?»: образовательный ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)
7-8.

Наука и
технологии

2

Выполнение заданий
«Поехали на водороде» и
«На всех парусах»

Объяснение принципов действия технологий. Выдвижение идей
по использованию
знаний для разработки
и совершенствования
технологий.

Работа индивидуально или в
парах. Обсуждение результатов
выполнения заданий.

«Поехали на водороде»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С.
Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Портал
РЭШ (https://fg.resh.edu.ru)

9.

Мир живого

1

Выполнение задания
«Что вы знаете о клонах?»

Объяснение происходящих процессов на
основе полученных
новых знаний. Анализ
методов исследования
и интерпретация

Работа индивидуально или в
парах. Обсуждение результатов
выполнения заданий.

Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций /

результатов экспериментов.

под ред. Г. С. Ковалѐвой,
А. Ю. Пентина. — М. ;
СПб. : Просвещение,
2021.

10.

Вещества,
которые нас
окружают

1

Выполнение задания «От
газировки к «газированному» океану»

Получение выводов на
основе нтерпретации
данных (табличных,
числовых), построение
рассуждений. Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

Работа в парах
или группах.
Презентация
результатов выполнения заданий.

«Углекислый газ: от
газировки к «газированному» океану»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.
С. Ковалѐвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.

11..

Наше здоровье

1

Выполнение задания
«Экстремальные профессии»

Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в
парах. Обсуждение результатов
выполнения заданий.

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования

№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
функциональной грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru)

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
12.

Креативность в
учебных
ситуациях и
ситуациях
социального взаимодействия

1

Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
тематика и названия,
слоганы, имена героев
схемы, опорные конспекты,
социальные инициативы
и взаимодействия
изобретательство и рационализаторство.

Совместное чтение
текста заданий. Маркировка текста с целью
выделения главного.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и
обсуждение различных
способов проявления
креативности в ситуациях:
создания сюжетов и
сценариев,
создания эмблем, плакатов, постеров и
других аналогичных
рисунков,

Работа в парах и
малых группах
над различными
комплексными
заданиями. Презентация результатов обсуждения
и подведение
итогов

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания
8 кл., Название книги,
8 кл., Рекламный слоган,
8 кл., Фанфик,
8 кл., Лесные пожары
8 кл., Быть чуткими
7 кл., Одни дома

решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации
и переработки и др.),
выдвижения гипотез.
13.

№

Выдвижение разнообразных
идей.

Тема

1

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем
гибкость и беглость
мышления при решении
школьных проблем. Использование имеющихся
знаний для креативного
решения учебных проблем.

Совместное чтение
текста заданий. Маркировка текста с целью
выделения основных
требований. Совместная деятельность по
анализу предложенных
ситуаций и сюжетов.
Моделирование ситуаций, требующих применения дивергентного мышления. Примеры: Описание областей
применимости, Выявление разных точек
зрения Преобразование утверждений,
например,

Работа в парах и
малых группах.
Презентация
результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания
(задания на выдвижение
разнообразных идей,
оценку и отбор идей)
8 кл., Говорящие имена,
8 кл., Система,
8 кл., Литературные места России,
8 кл., Вращение Земли,
8 кл., Зоопарк, Креативное мышление, выпуск
2, Просвещение,
8 кл., Теплопередача

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

«Скажи по-другому»,
Поиск альтернатив,
Поиск связей и отношений Подведение
итогов:
– для ответа на какие
вопросы на уроке
обычно требуется выдвижение разнообразных идей? (Кому нужно/важно это знание?
Где это применяется?
Как это связано с …?
И т..п.)
14.

Выдвижение креативных
идей и их
доработка.

1

Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда на
уроке мне помогла креативность?

«Транспорт будущего»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Совместное чтение
текста заданий. Маркировка текста с целью
выделения основных
требований. Совместная деятельность по
анализу предложенных
ситуаций.

Работа в малых
группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций
Работа в парах и
малых группах
по анализу и моделированию
ситуаций,

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания
(задания на выдвижение
креативных идей, доработку идей)
8 кл., Говорящие имена,

Моделируем ситуацию: как можно проявить креативность
при выполнении зада-

по подведению
итогов. Презентация результатов обсуждения

8 кл., Система,
8 кл., Литературные места России,
8 кл., Вращение Земли,

ния? Моделирование
ситуаций, требующих
применения креативного мышления при
изучении нового материала.
Примеры:
Описание свойств изучаемого объекта с
опорой на воображение,
Преобразование
утверждений,
Проверка утверждений
«на прочность»,
определение границ
применимости,
Выявление главного,
Представление результатов,
Поиск связей и отношений
№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности
Подведение итогов: –
для ответа на какие

8 кл., Зоопарк, Креативное мышление, выпуск
2, Просвещение,
8 кл., Теплопередача
«Реклама чтения»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

вопросы на уроке
обычно требуется выдвигать креативные
идеи? (Какой ответ
напрашивается? А как
еще можно рассуждать? Какой другой
ответ можно дать?) для ответа на какие
вопросы на уроке
обычно требуется доработка идей? (Удобно
ли это решение? Можно ли сделать лучше/
быстрее / экономнее
…?)
15.

От выдвижения до
доработки
идей

1

Использование навыков
креативного мышления
для создания продукта.

Выполнение проекта
на основе комплексного задания (по выбору
учителя):
конкурс идей «Знакомимся с эпохой писателя»,
социальное проектирование. «Как я вижу
свое будущее?»,
подготовка и проведе-

Работа в малых
группах Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
По выбору учителя
8 кл., Литературные места России
7 кл., Нужный предмет,
8 кл., Лесные пожары,
8 кл., Зоопарк. Креативное мышление, выпуск
2, Просвещение,

ние социально значимого мероприятия
(например, охраны
лесов от пожаров),
подготовка и проведение классного часа
для младших подростков «Физика/биология … в твоей жизни»,
планирование и организация системы мероприятий по помощи в учебе.
16.

№

8 кл., Вращение Земли,
7 кл., Поможем друг
другу

Диагностика и рефлексия.
Самооценка

1

Креативное мышление.
Диагностическая работа
для 8 класса.

Выполнение итоговой
работы. Обсуждение
результатов. Взаимо- и
самооценка результатов выполнения

Индивидуальная
работа. Работа в
парах.

Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.ru)
Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Диагностическая работа
для 8 класса.

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Креативное мышление.
Вариант 1. Пока не пришла мама

Вариант 2. Космос в
повседневной жизни
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
17.

Подведение
итогов первой части
программы.
Самооценка
результатов
деятельности на занятиях

1

Самооценка уверенности
при решении жизненных
проблем. Обсуждение
результатов самооценки
с целью достижения
большей уверенности
при решении задач по
функциональной грамотности.

Оценивать результаты
своей деятельности.
Аргументировать и
обосновывать свою
позицию. Задавать
вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности.
Предлагать варианты
решений поставленной
проблемы.

Беседа

Приложение

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
18.

В профессиях

1

Геометрические фигуры,
взаимное расположение
фигур, Числовые закономерности, Дроби

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая

«Формат книги»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Площади интересных
фигур»:

объекты. Описывать
ход и результаты действий. Предлагать и
обсуждать способы

работа (моделирование)

образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun

19.

В общественной
жизни

1

Перебор возможных
вариантов. Множества.
Числовые выражения и
неравенства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний

20.

В общественной
жизни

1

Статистические характеристики. Представление
данных (таблица). Вычисления с рациональными числами

21.

В профессиях

1

Геометрические фигуры
и их свойства (треугольник, прямоугольник),
Измерение геометрических

решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат.
Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать,
записывать, сравнивать математические
объекты (числа, величины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений,
нахождения результата). Применять приемы
проверки результата.
Интерпретировать
ответ, данные. Выдвигать и обосновывать
гипотезу. Формулировать обобщения и выводы. Распознавать
истинные и

c/)
Групповая работа, индивидуальная работа, мозговой штурм

«Доставка обеда», «Столики в кафе»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Абитуриент»: образовательный ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование
источников информации, презентация (инфографика)

«Пассажиропоток аэропортов»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Аренда автомобиля»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая

«Освещение зимнего
сада»
(http://skiv.instrao.ru/)

№

Тема

Колво
часов

21.

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

величин, Тригонометрические соотношения в
прямоугольном треугольнике

ложные высказывания
об объектах. Строить
высказывания. Приводить примеры и
контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения.
Моделировать ситуацию математически.
Наблюдать и проводить аналогии.

работа (моделирование), презентация (техническое задание,
смета)

РЭШ: «Установка зенитных фонарей» «Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ ролевая
игра/ дебаты

Акция или облигация
(http://skiv.instrao.ru/)

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)
22.

Финансовые риски и
взвешенные
решения

1

Финансовый риск Инвестиции Инфляция и ее
последствия. Виды инвестирования Ценные бумаги: акции, облигации.
Что является грамотным
финансовым решением?

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать
финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое
решение.

23.

Делаем
финансовые
вложения:
как приумножить и
не потерять

1

Банк как финансовый
институт, инфляция и ее
последствия: виды банковских вкладов, кредит,
банковские проценты,
источники банковской
прибыли, банковский
договор. Правила пользования различными банковскими продуктами

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать
финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое
решение.

Решение ситуативных и проблемных задач.
Беседа / практическая работа
/игра / дискуссия

«Как приумножить
накопления»
(http://skiv.instrao.ru)
«Как накопить деньги»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

24.

Уменьшаем
финансовые
риски: что и
как можем
страховать

1

Страховая компании как
финансовый институт;
виды страхования; страховой полис.

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать
финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое
решение.

Решение ситуативных и проблемных задач.
Беседа / практическая работа /
ролевая игра /
дискуссия / дебаты

«Страховка для спортсмена»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Медицинская страховка», «Страхование здоровья»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func
/)

25.

Самое главное о сбережениях и
накоплениях

1

Сбережения и накопления: общее и разница
Правила рациональных
сбережений и накоплений

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать
финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое

Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа / практическая работа /
игра

«Инвестиции»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Сокращение расходов»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun

решение.
№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

c/)
Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа / практическая работа /
игра групповая
работа, индивидуальная работа

«Где взять деньги?»,
«Как взять кредит и не
разориться?»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Сберегательные вклады» (https://instrao.ru/)
«Банковский кредит»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
2627.

«Сосчитать,
после не
хлопотать»
«Сберегательные
вклады»

2

Финансовая грамотность:
Финансовый рынок и
посредники.
Финансовый риск.
Грамотное финансовое
решение.
Математическая грамотность:
Зависимость «цена –
количествостоимость».
Действия с числами и
величинами.
Вычисление процентов.
Вычисление процента от
числа и числа по его
проценту

Финансовая грамотность:
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение.
Математическая грамотность:
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы).
Распознавать математические объекты.
Моделировать ситуацию математически.

Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными.
Предлагать и обсуждать способы решения.
Прикидывать, оценивать, вычислять результат
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)
28.

№

Социальные
нормы –
основа общения

1

Тема

Кол-

Что такое стереотипы и
как они проявляются в
нашей жизни.

Анализировать примеры социального взаимодействия, связанного с соблюдением или
нарушением социальных норм, со стереотипами. Выявлять и
оценивать различные
мнения и точки зрения
о необходимости соблюдения семейных и
общественных традиций. Аргументировать

Беседа / обсуждение / решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

Основное содержание

Основные виды дея-

Формы прове-

Ситуации
«Поговорим вежливо»,
«Пост хвастовства»,
«Самоуправление в
школе»,
«Рождение детей и
СМИ»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Новый ученик»: Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Электронные (цифро-

во
часов

тельности

дения занятий

свое мнение о роли
традиций в поддержании культурного многообразия. Оценивать
риски и последствия
отказа от соблюдения
традиций.

вые) образовательные
ресурсы
«Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

2930.

Общаемся
со старшими и с
младшими.
Общаемся
«по правилам» и достигаем
общих целей

2

Межкультурное взаимодействие: роль и причины противоречий в межкультурном взаимодействии. Проблемы различных социальных
групп в современном
мире. Демографические
группы. Миграция и
мигранты

Определять стратегии
поведения в конфликтных социальных
взаимодействиях. Выявлять и оценивать
различные мнения и
точки зрения о причинах конфликтных ситуаций.

Дискуссия / решение познавательных задач и
разбор ситуаций

Ситуации «Связь поколений», «Детская площадка»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Миграции и мигранты»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)
Ситуация «Миграция и
мигранты» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2.

31.

Прошлое и
будущее:

1

Глобальные проблемы:
причины возникновения,

Выявлять и оценивать
различные мнения и

Обсуждение информации, пред-

«Африка как зеркало
глобальных проблем»,

причины и
способы
решения
глобальных
проблем

32.

№

особенности проявления
в различных регионах
Земли.

точки зрения, связанные с проявлением
глобальных проблем в
различных регионах
Земли. Объяснять
сложные региональные
ситуации и проблемы.
Оценивать действия по
преодолению сложных
ситуаций и их последствий

ложенной руководителем занятия / решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

«Цивилизация и мусор»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)
Ситуации «Африка как
зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и
мусор» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2.
Ситуации «Леса или
сельскохозяйственные
угодья», «Озелененные
территории», «Пластик,
о котором все знают»
(http://skiv.instrao.ru/)

Действуем
для будущего: сохраняем
природные
ресурсы

1

Глобальные проблемы:
концепция устойчивого
развития и решение глобальных проблем. Сущность концепции устойчивого развития.

Объяснять сложные
ситуации и проблемы,
связанные с устойчивым развитием. Аргументировать свое мнение о возмож

Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / решение
познавательных

«Глобальные проблемы
и ценности устойчивого
развития», «Чистая вода»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»

Тема

Колво

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные

часов

ресурсы
Возможности решения
глобальных проблем на
примерах энергетической и сырьевой проблем

ности преодоления
энергетической и сырьевой глобальных
проблем. Оценивать
действия людей и сообществ с позиций
достижения устойчивого развития

задач и разбор
ситуаций

(https://media.prosv.ru/fun
c/)
«Глобальные проблемы
и ценности устойчивого
развития»: Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Стр. 12–16.
Ситуации «Шопоголик»,
«Бензин или метан»,
«Цель № 7», «Энергетическая проблема»,
«Этичное производство
и потребление»
(http://skiv.instrao.ru/)

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33.

Подведение
итогов программы.
Самооценка
результатов
деятельности на заня-

1

Оценка (самооценка)
уровня сформированности функциональной
грамотности по шести
составляющим. Обсуждение возможных

Оценивать результаты
Групповая работа
своей деятельности.
Аргументировать и
обосновывать свою
позицию. Осуществлять
сотрудничество

действий, направленных со сверстниками. Учина повышение уровня ФГ тывать разные мнения.

Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней
ФГ используются примеры заданий разного
уровня ФГ
(http://skiv.instrao.ru/)

тиях
34.

Итоговое
занятие

отдельных учащихся и
группы в целом.
1

Демонстрация итогов
внеурочных занятий по
ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).

Решение практических
задач, успешное межличностного общение
в совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами и детьми во время
занятий. Благодарности друг другу за совместную работу.

Театрализованное представление, фестиваль,
выставка работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».