РП функциональная грамотность 1-3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-3 классов

Г. Талица, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для формирования и развития основ функциональной грамотности у младших школьников.
Задачи:
- познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
− способствовать формированию уважительного отношения к людям
разных профессий и результатам их труда;
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребѐнка;
− способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.;
− способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
2

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1-3 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1
часе в неделю).

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

4

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения курса
1 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
5

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
6

– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
2 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов.
7

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
3 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

8

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого
и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и
его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел пер10

вого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги,
аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных
животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,

11

желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п

Тема

1.

Виталий Бианки. Лис и
мышонок

2.

Русская
народная
сказка.

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
Качество: осторож– называть героев сказки;
ность, предусмотри– дополнять предложения, пользуясь инфортельность.
мацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Содержание сказки.
– Определять национальную принадлежность
Качество: вынослисказки по информации в заголовке занятия;
вость, упорство.
– отвечать на вопросы по содержанию сказки
13

Мороз и заяц

3.

Владимир
Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.
Качество: трудолюбие.

без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по
значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со
сведениями, полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя
сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений
из текста;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
14

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Содержание сказки.
Качество: вежливость,
умение признавать
свои ошибки.

– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них
главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий
сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные
в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;
15

5.

Михаил
Содержание сказки.
Пляцковский. Дружба, жадность.
Урок дружбы

6

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость, хитрость, глупость.

– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка
из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение
сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно полу16

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась летать

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость, хитрость, глупость.

8

Евгений
Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.
Семейные ценности.

чить ответы из прочитанного текста, находить
ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка
из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на
прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно полу17

9

Про курочку
Рябу, золотые и простые яйца

10

Про козу,
козлят и капусту

чить ответы из прочитанного текста, находить
ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счѐт предметов, со– Определять количество предметов при счѐставление и решение
те;
выражений, задачи.
– составлять и решать выражения с ответом 5;
Многоугольники.
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и
называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Счѐт предметов, со– Определять количество предметов при счѐставление и решение
те;
выражений, задачи.
– образовывать число 8;
Ломаная.
– составлять и решать выражения с ответом 9;
18

– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и
называть геометрическую фигуру – ломаную.
11

Про петушка
и
жерновцы

Состав числа 9, анализ
данных и ответы на
вопросы.

12

Как петушок
и курочки
делили бобовые зѐрнышки

Разложение числа 10
на два и три слагаемых.

13

Про наливные яблочки

Увеличение числа на
несколько единиц,
сложение и вычитание

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать
на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых,
когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых,
когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чѐтных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в
табличную форму;
– находить недостающие данные при решении
19

в переделах 20.

14.

Про Машу и
трѐх медведей

Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение
суммы.

15

Про старика,
старуху, волка и лисичку

Задачи на нахождение
части.
Состав числа 12.

задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в
таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие
20

16

17

данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчѐтам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Про медведя, Задачи на нахождение – Решать задачи на нахождение суммы, на
лису и мишсуммы.
увеличение числа на несколько единиц;
кин мѐд
Состав чисел второго
– читать таблицы, заполнять недостающие
десятка.
данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчѐтам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
За покупками Цена, товар, спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар,
спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как
формируется стоимость товара, почему один и
тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить
21

18

Находчивый
Колобок

Деньги, цена, услуги,
товар.

19

День рождения
МухиЦокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

20

Буратино и
карманные
деньги

Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.

деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на
имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе
предложенных цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
22

21

Кот Василий
продаѐт молоко

Реклама.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

23

Как мужик и
медведь прибыль делили

Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом.

– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию
и выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном
для первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на еѐ основе делать
соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как
получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить де23

24

Как мужик
золото менял

Услуга, равноценный
обмен, бартер.

шевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу;
наблюдать над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»
25

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение ли24

26

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик

Воздушный шарик,
воздух.

27

Про репку и
другие корнеплоды

Корнеплоды.

ста бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится
воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может
летать;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жиз25

28

Плывѐт, плывѐт кораблик

Плавучесть предметов.

29

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

ненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических
предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов
находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лѐд;
– объяснять, почему в морозный день снег под
ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
26

30

Как делили
апельсин

Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.

31

Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в пруду

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и
льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры
апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше
сока;
– познакомиться с правилами выращивания
цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своѐ отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
27

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

– наблюдать над различием отражений в
плоских, выпуклых и вогнутых металлических
предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов:
сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и
проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
28

33

Владимир
Сутеев. Яблоко

Яблоко.

– Доказывать, как с помощью яблочного сока
можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

2 класс
№
Тема
п/п
1.
Михаил
Пришвин.

Предмет
изучения
Различия научнопознавательного и ху-

Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
29

Беличья память

2.

Про беличьи
запасы

3.

Беличьи
деньги

дожественного текстов.

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и
художественный; находить их сходство и различия.
Сложение одинаковых – Работать с таблицами: интерпретировать и
слагаемых, решение
дополнять данные;
задач.
– выполнять сложение и сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять графические модели при решении
задач;
– анализировать представленные данные,
устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
Бумажные и металли- – Объяснять значение понятий «покупка»,
ческие деньги, рубль, «продажа», «сделка», «деньги»;
копейка.
– понимать, откуда возникло название россий30

ских денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ,
синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную
тему.
4

Про белочку
и погоду

Наблюдения за
погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и
плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научнопознавательного и газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста
для готовых ответов;
31

– определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
6

Медвежье
потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

7

Повреждѐнные и фаль-

Наличные деньги,
средства защиты бу-

– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое
деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника
уровне, что такое фальшивые и поврежденные
32

шивые деньги мажных денег, повреждѐнные деньги.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий
и искусственный мѐд

деньги;
– знать правила использования поврежденных
денег;
– находить и показывать средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной
информации.
– Проводить несложные опыты с мѐдом;
– определять последовательность действий
при проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мѐда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах
мѐда.

9

Лев Толстой.
Зайцы

Содержание рассказа.
Сравнение научно-

– Заполнять кластер на основе полученных
сведений из текста;
33

познавательного и художественного текстов.

10

Про зайчат и
зайчиху

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью
подсказки;
– определять последовательность действий,
описанных в рассказе;
– различать художественный и научнопознавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы
чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному усло34

11

Банковская
карта

Банковская карта.

12

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свѐкла, капуста.

13

Николай
Сладков. Весѐлая игра

Содержание рассказа

вию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений
и находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путѐм;
– сравнивать свойства сырой и варѐной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать
цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
35

– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность
утверждений, подтверждая или опровергая их
с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника
языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.
14

Лисьи забавы

Решение логических
задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертѐж.

– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые
можно узнать по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данны36

15

Безопасность
денег на
банковской
карте

16

Лисьи норы

ми задачи.
Правила безопасности – Иметь представление об элементах, распопри использовании
ложенных на лицевой и оборотных сторонах
банковских карт.
банковской карты, объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при
использовании банковских карт.
Устройство лисьей
– Иметь представление об устройстве лисьих
норы, свойства лесной нор;
земли, песка и глины, – проводить простейшие опыты по определению
состав почвы.
свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

17

Обыкновенные
кроты

Содержание научнопознавательного
текста.

– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации;
37

– соединять линиями части предложений и
определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной
теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещѐн текст.
18

Про крота

Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.

– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных
таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной
цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на
основе верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга
разные виды кредитов;
38

20

Корень –
часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменѐнные корни.

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
клиенту банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с
корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменѐнные корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или пись39

менное высказывание в соответствии с учебной задачей.
22

Про ежа

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад
до востребования.

– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы,
находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных
данных;
– определять последовательность маршрута на
основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад,
вклад до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по
40

24

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

25

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент
по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии разреза соком лимона
не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от
магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных
41

сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение
слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
26

Про полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные числа, четырѐхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся
данных;
– находить путь хомяка на основе заданного
условия, доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке
возрастания;
– строить четырѐхугольники по заданному
условию.

27

Ловушки для

Доходы, расходы,

– Определять доходы, расходы и прибыль;
42

28

денег

прибыль, дефицит,
профицит.

– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

Про хомяка и
его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

– Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и
воздух влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют
вещества, запасѐнные в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие
света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина
посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность
прорастания семян гороха.

43

29

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

30

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов
вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности еѐ заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений
инструменты;
44

– работать с чертежом;
– решать логические задачи.

31

Такие
разные деньги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги
разных стран.

– Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной
единицы стране;
– иметь представление о банковской операции
«обмен валюты».

32

Материал для
плотин

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению
свойств древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твѐрдые и
мягкие породы деревьев.

33

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млеко-

– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных
45

питающие.

34

Встреча друзей

животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают
признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти
ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в
таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение
чисел в пределах 1000.

46

3 класс
№
п/п

Тема

1

Про дождевого
червяка

3

Кальций

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Тип текста. Содер– Определять тип текста;
жание научно– дополнять предложение словами из текста;
познавательного
– определять периоды развития дождевого
текста.
червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под землѐй;
– определять на основе теста способ питания
дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее
рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов
на которые нет в тексте.
Содержание научно- – Работать с кластером;
познавательного
– Дополнять предложение словами из текста;
47

текста.

5

Сколько весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста. Содержание текста

– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема
или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти
ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными
сведениями.
48

7

Хлеб – всему
голова

Тип текста. Главная
мысль текста. Содержание текста

– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема
или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.

9

Про мел

Главная мысль текста. Содержание
текста.

– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарѐм;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять
49

11

Про мыло

13

История свечи

их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
Содержание научно- – Дополнять предложение;
познавательного
– давать определение слова;
текста.
– работать с толковым словарѐм;
– соединять части предложений и определять
их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
Содержание научно- – Давать определение слова;
познавательного
– записывать ответ на поставленный вопрос;
текста.
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти
50

15

Магнит

2

Дождевые черви

ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
– соединять части предложений и определять
их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
Содержание научно- – Давать определение слова;
познавательного
– дополнять предложение;
текста.
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между
предметами;
– называть предметы, о которых говорится в
тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в
51

4

Полезный
кальций

Кальций

6

Про облака

Облака

жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из
них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция
для организма.
– С помощью опыта показывать образование
облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в
размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
52

8

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

10

Интересное
вещество – мел

Мел.

– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
53

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

14

Про свечи

Свеча

16

Волшебный
магнит

Магнит

– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ѐмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание
дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путѐм, какие предметы
притягивает магнит;
54

– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие
предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.

17

Проверь себя

Проверочная работа
Материал, изучен– Ориентироваться в понятиях, изученных в
ный в первом полу- первом полугодии;
годии.
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.
55

18

Что такое
«бюджет»?

20

Семейный
бюджет

22

Откуда в семье
берутся деньги? Зарплата

Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный бюд– Понимать и правильно использовать финанжет, уровни бюдже- совые термины: «бюджет», «налоги»; «дефита, дефицит, профи- цит», «профицит»;
цит.
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет,
– Объяснять значение понятия «семейный
доходы и расходы.
бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
Понятие заработной – Понимать и правильно использовать финанплаты, виды зарпла- совые термины: «заработная плата», «фикситы.
рованная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
56

24

Откуда в семье
берутся деньги? Пенсия и
социальные
пособия

Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.

26

Откуда в семье
берутся деньги? Наследство, вклад,
выигрыш

Наследство, вклад,
выигрыш.

– анализировать данные, представленные в
виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек,
57

28

На что тратятся семейные
деньги? Виды
расходов

Классификация расходов по различным
основаниям.

30

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных
платежей.

32

Как сэкономить семейные

Экономия семейного бюджета.

нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может
получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы»,
«желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или
иные расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи»,
«тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять
вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюдже58

деньги?

19

Расходы и доходы бюджета

21

Планируем семейный бюджет

та», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии
семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение доходов
– Определять дефицитный и профицитный
и расходов. Дефибюджет;
цит и профицит.
– анализировать данные, представленные на
инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в – анализировать данные, представленные в
семейном бюджете. таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание много59

23

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход в
таблице, на диаграмме.

25

Пенсии и по-

Прожиточный ми-

значных чисел, деление круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на
однозначное путѐм сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертѐж к задаче и записывать еѐ
решение.
– Анализировать график и по данным графика
заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных
чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе
этих данных дополнять недостающие подписи
на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в
60

собия

27

Подсчитываем
случайные (нерегулярные)
доходы

29

Подсчитываем
расходы

нимум, минимальтаблице;
ная пенсия, пособия. – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в
виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия
за определѐнный период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Налог на выигрыш,
– Определять, с какой суммы и в каком размедоход от выигрыша ре нужно платить налог с выигрыша;
в лотерею.
– подсчитывать, чему равен реальный доход
от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.
Обязательные и
– Анализировать данные инфографики;
непредвиденные
– находить в таблице информацию, необхорасходы.
димую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они
составляют;
61

– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

31

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные платежи

33

Подсчитываем Экономия семейносэкономленные го бюджета.
деньги

– Определять, какие налоги должна платить
семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар
62

34

Закрепление
изученного.
Проверь
себя

со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
Материал, изучен– Ориентироваться в понятиях, изученных во
ный во втором полу- втором полугодии;
годии.
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.

63


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».