Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука дорожного движения» начальное общее образование 1-4 класс ФГОС Г.Талица, 2024 г. Пояснительная записка Программа кружка «Азбука дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности». В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма. Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками в первом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребѐнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. Цель программы: 1. Воспитание у детей культуры поведения на дорогах. 2. Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: 1. Знакомство с историей ПДД. 2. Развитие дорожной грамотности детей. 3.Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения. 4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. 5. Воспитание ответственности у детей за своѐ поведение. Развитие значимых для данной деятельности качеств: Личностные: самостоятельности в принятии правильных решений; убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей; Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к уровню подготовки (Планируемые результаты) Учащиеся должны: знать: правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД; серии дорожных знаков и их представителей; способы оказания первой медицинской помощи; техническое устройство велосипеда. уметь: работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; пользоваться общественным транспортом; управлять велосипедом. иметь навыки: дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста; взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; участия в конкурсах, соревнованиях. активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения. Содержание программы: 1. Введение. Увеличение численности населения городов и поселков, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. Обеспечение безопасности пешеходов. Причины дорожно-транспортного травматизма: н знание или невыполнение пешеходами правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах. Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Забота государства о безопасности движения. Юные инспекторы движения. 2. Перекрѐстки и их виды. Дорожная разметка. Перекрѐсток – место пересечения улиц и дорог. Виды перекрѐстков: трѐхсторонние, площади. Границы перекрѐстков. Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов. 3. Сигналы для регулирования дорожного движения. Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров, их значение. Сигналы регулировщика и их значение. Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика. Сигналы регулировщика важнее сигналов светофоров (при одновременном регулировании). 4. Дорожные знаки и их группы. Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, изученным во 2 - 3 классах. Ознакомление учащихся с новыми дорожными знаками: предупреждающими: «Однопутная железная дорога», «Многопутная Железная дорога», «Приближение к железнодорожному переезду»; приоритета: «Главная дорога»; запрещающими: «Движение на велосипеде запрещено; предписывающими: «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно - указательными: «Дорога с односторонним движением»; сервиса «Кемпинг», «Пост ГИБДД». 5. Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрѐстки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора или регулировщика. Выбор наиболее безопасного пути в школу, библиотеку, магазин, на стадион и т.п. Переход улиц с односторонним и двусторонним движением. 6. Тормозной путь транспортных средств. Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортным средством. 7. Виды транспортных средств. Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы и такси, трамваи и троллейбусы – городской общественный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств. 8. Настольные игры по правилам дорожного движения. Закрепление знаний по правилам дорожного движения с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр. 9. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Игры и соревнования на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах проводятся на специально размеченной дорожной разметкой площадке, автодроме, автотрассе, в автогородке и т.п. Устанавливаются светофоры, дорожные знаки, на перекрѐстках и пешеходных переходах движение регулируют юные инспекторы движения, в качестве транспортных средств используются самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили. 10. Итоговое занятие. Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков вопросов и ответов и т. д. Учебно-тематический план 1класс № п/п 1. 2. 3-4 5. Тема Улица полна неожиданностей. Наш город и его транспорт Где и как переходить дорогу Дорога в школу Всего Теоретические Практические часов занятия занятия 1 1 1 1 2 1 1 1 1 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1617 18. 19. 20 2122 23 24. 25. 26. 27. 28. 2930 31 32. 33 Наша улица, наш район. Как рождаются опасные ситуации на дорогах Викторина Наши верные друзья на улицах и дорогах. Сигналы регулирования дорожного движения Игра «Регулировщик» Дорожные знаки. Запрещающие знаки Предупреждающие знаки Знаки особого предписания и знаки сервиса Опасные ситуации на дорогах 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Знай правила дорожного движения как таблицу умножения Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Мы- пассажиры 1 1 1 1 1 1 2 1 КВН «Транспорт и правила поведения в нѐм» Будь внимательным и осторожным Клуб внимательных пешеходов. Про разметку на дороге. Перекрѐсток. Маленькие секреты транспорта. Дорожный этикет. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Тест по ПДД Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 24 1 1 9 Количество часов: 1 час в неделю. 2 класс № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6-8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22-23 24. 25. 26. 27. 28. 29. Вводное. Повторение изученного в 1 классе. Безопасный путь из школы домой. Улицы с односторонним и двусторонним движением. Правила перехода улицы. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» Дорожные знаки, их виды. Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» История возникновения светофора. Виды и сигналы светофора. Викторина «Красный, жѐлтый, зелѐный». Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Правила ожидания транспорта на остановке. Правила перехода дороги при высадке из транспорта. Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». Тесты на знание ПДД. Причины ДТП. Где можно и где нельзя играть. Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. Движение по улице группами. Разбор дорожных ситуаций. Экскурсия по зимнему городу. Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» Игра по ПДД «Подскажи словечко» Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам. Количество часов по теме 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. Музыкальный перекрѐсток. Стихи и песни по ПДД. Экскурсия на улицы города. Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». Праздник «Зелѐный огонѐк» Итоговое тестирование. 1 1 1 1 1 К концу 2 класса дети должны знать: 1. Дорожные знаки. 2. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств. 3.Различные виды транспорта. 4. Как безопасно перейти улицу и перекресток. 5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта). 6. Обязанности пассажиров и пешеходов. 7.Дорожную разметку и ее предназначение. 8. Предназначение железнодорожного переезда. Уметь: 1. Ориентироваться в дорожных ситуациях. 2. Оценивать своѐ поведение на дорогах. 3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.). Количество часов: 1 час в неделю. 3 класс № Тема занятия Количество часов по теме 1. Вводное. Повторение изученного в 2 1 классе. 2.-3 Загородная дорога.( экскурсия) 2 4. Перекрестки и их виды 1 5. Викторина « Веселый перекресток». 1 6 Сигналы регулировщика 1 7-8. Предупредительные сигналы 2 транспортных средств. 9. Проектная работа по теме: « 1 Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ». 10. Организация движения, технические 1 средства регулирования движения 11. Проезд специальных транспортных 1 средств 12-14 15 16 17. 18 19. 20. 21. 22 23 24 25 26-27 28-29 30-31 32 33 34 Викторина «В гостях у Светофорчика». Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» Дорожная разметка и ее предназначение Элементы улиц и дорог Урок-игра « Поле чудес» Экскурсия по зимнему городу Транспорт Тормозной путь транспортных средств Условия безопасности при пользовании общественным транспортом Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». Тесты на знание ПДД. Причины ДТП. Когда ты становишься водителем Железнодорожный переезд Государственная автомобильная инспекция Экскурсия на предприятие. Повторение изученного в 3 классе. Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 К концу 3 класса дети должны знать: 1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее); 2.учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.); знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги). 4 класс № Тема занятия 1-4 Безопасность пешеходов Количество часов по теме 4 5 6 7-8 9-10 11 12 13 14 15-17 18 19-20 21 22-23 24 25 26-27 28 29 30 31 32-34 Детский дорожно - транспортный травматизм Остановочный путь. Скорость движения. Нерегулируемые перекрестки Поездка в общественном транспорте Перевозка детей в транспорте Игра « Поездка по Москве» Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице». Дорожная разметка и ее предназначение. Труд водителя. За рулем – хороший человек. Оборудование автомобилей спец.приборами. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Безопасность на дорогах ради безопасности жизни. Урок-экскурсия по улицам города Урок-экскурсия по улицам города Пусть утро будет ясным. За рулем – хороший человек. Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее». Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах Составление учащимися презентаций по правилам дорожного движения. 1 1 2 2 1 1 1 1 3 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 3 Материально-техническое обеспечение Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Интернет ресурсы http://school-collection.edu.ru/ Методическое обеспечение работы кружка: 1.Методическая литература, учебные пособия по правилам дорожного движения для учащихся, учебно-наглядные пособия, карточки по решению задач по правилам дорожного движения, СД -диски 2. Развивающие игры по правилам дорожного движения 3. Набор знаков по правилам дорожного движения 4. Методическая база: кабинет ОБЖ, стортзал. Список литературы 1.Федеральные Законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». 2. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы. Учебное пособие М. 1997г. 3. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. Учебно-наглядное пособие. М. 1997г. 4. Бубнов В.Г. Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии М. 1997г. 5. «Добрая дорога детства» Всероссийская газета для детей педагогов, родителей Всероссийский ежемесячник М. «Молодая гвардия» 6. Латчук В.Н. Марков В.В. Маслов А.Г. «Основы безопасности жизнедеятельности» методическое пособие. М Дрофа 2000г. 7. ОБЖ. Основы безопасности жизни Учебно-методический журнал 8. «Основы безопасности жизнедеятельности» Программно-методические материалы 1-11 кл 9. Романова Е.А. Малюшкина А.Б. Классные часы по правилам дорожного движения 5-6 классы М. 2006г. 10. Смирнов А.Т. Мишин Б.И. «Методические материалы и документы по курсу ОБЖ» М 2001г 11. Тупикин Е.И. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Комплект тестовых заданий для учащихся старшей ступени средних школ М. 2000г 12. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. (Безопасность на дороге и в транспорте) Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся С. Петербург .1998