РП Юнармия 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Отряда «Школа Героев им. Ю.В. Исламова»
Для обучающихся 3 класса

Программу составил и реализует:
учитель начальных классов
Хальнова Ираида Петровна

г. Талица, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………….
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
«МЫ – «Школа героев»…………………………………………………..……
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа отряда «Школа героев им. Ю.В. Исламова»
реализуется по гражданско - патриотическому направлению внеурочной деятельности. В
настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями
всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества,
коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций
детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к
понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности.
Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей
отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего
поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают,
прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным
ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического
воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а
его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных
требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано
с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и
подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание,
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества,
обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и
окружающим. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из
главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это
человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать
своѐ человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных
возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой
работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение. Понятие
«гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребѐнком своих прав и
обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю,
Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто
педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего
наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне
«гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде
всего, должны видеть в нѐм человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения
— это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга. Патриотическое воспитание – это систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по
формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье
Закона РФ ―Об образовании‖ определены требования к воспитательной деятельности в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших
названа задача патриотической направленности: ―Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье‖. Актуальность программы. Патриотическое воспитание составляет одно
из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое
начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных
условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов
гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников:

образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, уважение и
любовь к Родине.
Цель программы «Школа героев» - формирование основ патриотизма (воспитание
качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и
социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к
культуре и истории семьи).
Задачи:  Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные
интересы с общественными.  Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к
защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине,
традициям, обычаям своего народа.  Формировать необходимые материальные и
правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных
законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с
другими через изучение Конвенции о правах ребѐнка.  Воспитывать гордость за
героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Школа героев»
Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут
сформированы:  основные права и обязанности учащихся в области гражданской
ответственности;
 знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития города Талица;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей;  основы социально-критического
мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; 
эстетическое сознание
;  признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
 знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 знание правил поведения в различных ситуациях. В рамках ценностного и
эмоционального компонентов будут сформированы:
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
 уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
 уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика и гражданина;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива. Ученик получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов военнопатриотической деятельности;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению,
самообязательствам;

 адекватной позитивной самооценки;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь. Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по
способу действия;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временнớй перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в
форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности. Коммуникативные универсальные
учебные действия Ученик научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее
с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями,
представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее
участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Познавательные
универсальные учебные действия
Ученик научится:  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек,
СМИ и сети Интернет;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим
объемом;
 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
 строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
 структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.
Ученик получит возможность научиться:
 ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения
и эксперимента;

Календарно - тематический план 34 часа

№

Тема занятия

дата к/ч

Мой дом –моя крепость.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная.
Внимательные и заботливые отношения в семье.
Труд и отдых в семье.
Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Дом территория семьи, мир вещей. Мир дома. Домашний
порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни.
Семейные реликвии и святыни.
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой
герой. Проект «Военная летопись нашей семьи»
Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа.
Традиции школы. Символика гимназии. Правила
поведения и обязанности школьника.
Посвящение в Юнармейцев
«Моя помощь родным»
«Семейная спортивная спартакиада»
«Уважая себя, уважайте других»
Чем могут помочь нам родители?
Из бабушкиного сундука.
Детство наших бабушек и дедушек.
«Моя малая Родина»

1

1

22

Территория и географическое положение области.
Знакомство с картой, границы, история образования.
Изучение местной топонимики, составление кратких
сообщений, сбор материалов.
Заповедные места нашего города Талица.
Посещение : Тропы здоровья.
Культурные традиции народов, проживающих на
территории Свердловской области.
Посещение районной библиотеки.( традиции
народов, проживающих на территории Свердловской
области).
Наши известные земляки
Н.И.Кузнецов ., Ю Исламов, А Шашмалов и др
Н.И.Кузнецов –разведчик, герой(факты, биография)

23

Посещение музея Н.И Кузнецова

1

1

2-3

4-5
6-7

8
9
10
11
12
13
14-15
16

17
18
19
20

21

2

2
2

1
1
1
1
1
2

1
1
1
1

1
1

24

Встреча с интересными гражданами города Талица.

1

25

Наша область в годы Великой Отечественной войны.

1

26

Памятные места города Талица.

1

«Моя Родина – Россия»
Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне.
1
Быт, нравы и культура восточных славян.
28
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей.
1
Что такое богатырская сила.
29-30
Конкурс творческих проектов «Защитники Отечества
2
в моей семье»
31
«Слава тебе, победитель – солдат!»
1
Конкурс военной песни.
32
Праздники моей страны.
1
33
Библиотечный урок . «Никто не забыт- ни что не
1
забыто».
«Свеча памяти».
34
Обычаи и традиции моей страны.
1
Посещение музея в п.Троицком.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Мой дом – моя крепость»
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имѐн и
фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, еѐ истории, предкам,
воспитывать толерантность, содействовать ребѐнку в понимании особенности
общественных отношений в семье.
Задачи:  Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки
самого ребѐнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим
друзьям;
 Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи еѐ
традициям;
 Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение
вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Содержание
программного материала: Моѐ имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные
традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям,
забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок
дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений.
Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми
приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к
вещам, уход за домашними животными и растениями. Прекрасное в быту, картины,
домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила
поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им
радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей,
а также при встрече с другими людьми.
«Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание
ребѐнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села,
рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
27

Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живѐшь, уважения к его
историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности. 3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, еѐ
историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и
национальными традициями. Содержание программного материала: Кемеровская
область, город Новокузнецк – частица России. История, города Талица в истории
России. Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы.
Выдающиеся люди нашей Малой Родины; интересные люди: герои войны, труда, людях
искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и
обычаи и т.п.
«Моя Родина – Россия»
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать
любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать
экологически грамотное отношение к родной природе. Задачи: 1. Утверждение
национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре,
природе, истории России, традициям и обычаям народов России. 2.Воспитание
толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и
убеждений. 3.Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям
Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать. Содержание программного
материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка,
географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и
истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие,
охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья
человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых,
созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические
конфликты. Государственная символика России. Герои нашей страны.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».