РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Отряда «Школа Героев им. Ю.В. Исламова» Для обучающихся 3 класса Программу составил и реализует: учитель начальных классов Хальнова Ираида Петровна г. Талица, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: «МЫ – «Школа героев»…………………………………………………..…… КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………… СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..………... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа отряда «Школа героев им. Ю.В. Исламова» реализуется по гражданско - патриотическому направлению внеурочной деятельности. В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своѐ человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребѐнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нѐм человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье Закона РФ ―Об образовании‖ определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: ―Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье‖. Актуальность программы. Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, уважение и любовь к Родине. Цель программы «Школа героев» - формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). Задачи: Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными. Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребѐнка. Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Школа героев» Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности; знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития города Талица; ориентация в системе моральных норм и ценностей; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; эстетическое сознание ; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; знание правил поведения в различных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Ученик получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов военнопатриотической деятельности; готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам; адекватной позитивной самооценки; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временнớй перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии. Ученик получит возможность научиться: учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное. Ученик получит возможность научиться: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; Календарно - тематический план 34 часа № Тема занятия дата к/ч Мой дом –моя крепость. Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Дом территория семьи, мир вещей. Мир дома. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой. Проект «Военная летопись нашей семьи» Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа. Традиции школы. Символика гимназии. Правила поведения и обязанности школьника. Посвящение в Юнармейцев «Моя помощь родным» «Семейная спортивная спартакиада» «Уважая себя, уважайте других» Чем могут помочь нам родители? Из бабушкиного сундука. Детство наших бабушек и дедушек. «Моя малая Родина» 1 1 22 Территория и географическое положение области. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Заповедные места нашего города Талица. Посещение : Тропы здоровья. Культурные традиции народов, проживающих на территории Свердловской области. Посещение районной библиотеки.( традиции народов, проживающих на территории Свердловской области). Наши известные земляки Н.И.Кузнецов ., Ю Исламов, А Шашмалов и др Н.И.Кузнецов –разведчик, герой(факты, биография) 23 Посещение музея Н.И Кузнецова 1 1 2-3 4-5 6-7 8 9 10 11 12 13 14-15 16 17 18 19 20 21 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 24 Встреча с интересными гражданами города Талица. 1 25 Наша область в годы Великой Отечественной войны. 1 26 Памятные места города Талица. 1 «Моя Родина – Россия» Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. 1 Быт, нравы и культура восточных славян. 28 Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. 1 Что такое богатырская сила. 29-30 Конкурс творческих проектов «Защитники Отечества 2 в моей семье» 31 «Слава тебе, победитель – солдат!» 1 Конкурс военной песни. 32 Праздники моей страны. 1 33 Библиотечный урок . «Никто не забыт- ни что не 1 забыто». «Свеча памяти». 34 Обычаи и традиции моей страны. 1 Посещение музея в п.Троицком. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Мой дом – моя крепость» Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имѐн и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, еѐ истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребѐнку в понимании особенности общественных отношений в семье. Задачи: Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребѐнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям; Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи еѐ традициям; Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Содержание программного материала: Моѐ имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями. Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми. «Моя малая Родина» Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребѐнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину. 27 Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живѐшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее; 2. Развитие творческой активности. 3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, еѐ историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями. Содержание программного материала: Кемеровская область, город Новокузнецк – частица России. История, города Талица в истории России. Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины; интересные люди: герои войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи и т.п. «Моя Родина – Россия» Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе. Задачи: 1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России. 2.Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений. 3.Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать. Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты. Государственная символика России. Герои нашей страны.