РП Человек в современном мире

Рабочая программа учебного курса
«Человек в современном мире»

Г. Талица, 2024

Пояснительная записка
Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством
социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают
представление и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его
различных социокультурных моделях, механизмах социально регуляции, способах
взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в
современных общественных условиях.
Курс «Человек в современном обществе» призван способствовать реализации
требований образовательного стандарта по обществознанию, повышению качества
обучения и воспитания. Углублению знаний, развитию мышления учащихся,
формированию у них общеучебных и специфических для общественных наук умений,
лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни. Курс направлен на
формирование мировоззрения и самоопределение обучающихся. Особое внимание, в
рамках данного курса, предполагается уделить темам, связанным с социальной
адаптацией школьников, развитием правовых, экономических знаний с опорой на
практический опыт школьника. Курс призван дополнить программу основного курса
обществознания, и способствует овладению учащимися умений получать социальную
информацию
из
разнообразных
источников,
критически
осмысливать
еѐ,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению обучающимися
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни социума, гражданского общества, правового государства.
Рабочая программа курса составлена из расчета 34 часов – 1 час в неделю.
Цель курса: способствовать воспитанию у учащихся общероссийской идентичности,
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Задачи:
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом
возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной, политической и правовой
культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении
закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и
среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
- овладение учащимися умения получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные;
- освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в

области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной
деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- способствовать предпрофильному самоопределению школьников.

Планируемые результаты
Личностные:
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметные:
- относительно целостное представление об обществе и о человек, о сферах и областях
общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные
объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать, соотносить); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в российском обществе социальных ценностей;
в ценностно – ориентационной сфере:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность демократическим и гуманистическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
в трудовой сфере:
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание трудовой деятельности для личности и общества;
в эстетической сфере:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
- знание новых возможностей коммуникации в современном обществе, умение
использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки социальной
информации;
- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющие
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- владение приемами и способами преодоления конфликтов.
Методы работы предполагает следующие формы и приемы работы:
 лекции с последующим опросом;
 лекции с обсуждением документов;
 беседы;
 практические занятия;
 анализ альтернативных ситуаций;
 работа в парах, группах, индивидуально;
 выполнение работ по заданному алгоритму.
Содержание курса Человек в современном мире
Глава 1. Человек и общество. Духовная культура
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Биологическое и социальное в
человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее
основные формы (труд, игра, учение) Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение. Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного
общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Возможности получения общего и профессионального образования в Российской
Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность
Глава 2. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.
Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и

рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство
и
фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство
доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Экономические цели и функции государства
Глава 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между
поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные
ценности и нормы Отклоняющееся
поведение.
Опасность
наркомании
и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Глава 4. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и
движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Глава 5. Право
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой
акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской
Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные
правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные
правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты
уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Тематическое планирование
№п/п

1.

2.

3.
4.

5.
6.

Тема занятия
Введение (1ч.)
Знакомство с кодификатором и спецификацией. Разбор ДЕМО
версии.
Глава 1. Человек и общество. Духовная культура (5ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке
Личность. Особенности подросткового возраста Деятельность
человека и ее основные формы.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные
отношения. Общение. Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение.
Образование.
Наука. Религия.

Кол-во
часов
1

1

1
1

1
1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.

Глава 2. Экономика (7 ч.)
Экономика, ее роль в жизни общества. Экономические системы
и собственность.
Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов.
Производство, производительность труда. Разделение труда и
специализация.
Рынок
и
рыночный
механизм.
Обмен,
торговля.
Предпринимательство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство
доходов и экономические меры социальной поддержки
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства
Глава 3. Социальная сфера (4ч.)
Социальная структура общества. Семья. Отношения между
поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом
возрасте.
Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение.
Социальный конфликт и пути его решения.
Межнациональные отношения.
Глава 4. Сфера политики и социального управления (6ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества.
Понятие и признаки государства. Разделение властей.
Формы государства.
Политический режим. Демократия.
Участие граждан в политике и управлении.
Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни.
Глава 5. Право (10)
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права.
Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правонарушение. Юридическая
ответственность.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации
Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
Права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Гражданские
правоотношения. Права собственности. Права
потребителей.
Трудовое законодательство
Семейное законодательство
Административное законодательство
Уголовное законодательство

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».