Рабочая программа учебного курса «Человек в современном мире» Г. Талица, 2024 Пояснительная записка Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представление и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социально регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях. Курс «Человек в современном обществе» призван способствовать реализации требований образовательного стандарта по обществознанию, повышению качества обучения и воспитания. Углублению знаний, развитию мышления учащихся, формированию у них общеучебных и специфических для общественных наук умений, лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни. Курс направлен на формирование мировоззрения и самоопределение обучающихся. Особое внимание, в рамках данного курса, предполагается уделить темам, связанным с социальной адаптацией школьников, развитием правовых, экономических знаний с опорой на практический опыт школьника. Курс призван дополнить программу основного курса обществознания, и способствует овладению учащимися умений получать социальную информацию из разнообразных источников, критически осмысливать еѐ, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению обучающимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни социума, гражданского общества, правового государства. Рабочая программа курса составлена из расчета 34 часов – 1 час в неделю. Цель курса: способствовать воспитанию у учащихся общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Задачи: - развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; - формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; - овладение учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; - освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; - формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; - способствовать предпрофильному самоопределению школьников. Планируемые результаты Личностные: - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Предметные: - относительно целостное представление об обществе и о человек, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в российском обществе социальных ценностей; в ценностно – ориентационной сфере: - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность демократическим и гуманистическим ценностям, патриотизму и гражданственности; в трудовой сфере: - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание трудовой деятельности для личности и общества; в эстетической сфере: - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; в коммуникативной сфере: - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки социальной информации; - понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - владение приемами и способами преодоления конфликтов. Методы работы предполагает следующие формы и приемы работы: лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов; беседы; практические занятия; анализ альтернативных ситуаций; работа в парах, группах, индивидуально; выполнение работ по заданному алгоритму. Содержание курса Человек в современном мире Глава 1. Человек и общество. Духовная культура Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Глава 2. Экономика. Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства Глава 3. Социальная сфера Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Глава 4. Сфера политики и социального управления Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство. Глава 5. Право Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних Тематическое планирование №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Введение (1ч.) Знакомство с кодификатором и спецификацией. Разбор ДЕМО версии. Глава 1. Человек и общество. Духовная культура (5ч.) Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке Личность. Особенности подросткового возраста Деятельность человека и ее основные формы. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Образование. Наука. Религия. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Глава 2. Экономика (7 ч.) Экономика, ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Обмен, торговля. Предпринимательство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства Глава 3. Социальная сфера (4ч.) Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Глава 4. Сфера политики и социального управления (6ч.) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Участие граждан в политике и управлении. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Глава 5. Право (10) Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность. Основы конституционного строя Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Трудовое законодательство Семейное законодательство Административное законодательство Уголовное законодательство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1