РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 6 классов Срок реализации: 2024-2025учебный год г. Талица 2024 г Содержание рабочей программы 1. 2. 3. 4. 4 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка……………………………………………………2 Общая характеристика учебного предмета ………………..…………….3 Описание места учебного предмета в учебном плане…..…..…….........3 Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………3Содержание учебного предмета …………...…....................................4-6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………….6-7 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной деятельности………………………………………7 Планируемые результаты обучения учебного предмета…………… 7-8 2 I. Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 6 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций Департамента развития системы физкультурноспортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации: – об увеличение двигательной активности (через различные виды спортивных игр); – о развитии физических качеств обучающихся (через использование национальных видов спорта или развитие видов спорта по интересам); – о внедрении современных систем физического воспитания. Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры», являются: 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 ―Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях‖». 4. Основная образовательная программа гимназии № 73. 5. Локальные акты обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системнодеятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Программа составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Поэтому данная программа является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению. Особенность программы заключается в поливариантности программнометодического арсенала, что позволяет из множества вариантов содержания и видов спортивно-оздоровительной и образовательной деятельности по физической культуре делать выбор игр, соответствующих возможностям обучающихся, их возрастно-половым особенностям, устремлениям и интересам. При этом содержание соотносится с учебным материалом по физической культуре в соответствующей учебной четверти. Цель программы: развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. 3 Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: познакомить детей с разнообразием спортивных игр и возможностью использовать их при организации досуга; формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учѐтом особенностей участников, условий и обстоятельств; развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоциональночувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни. II. Общая характеристика учебного предмета Игра – исключительно ценный способ вовлечения школьников в двигательную деятельность. Подвижные и спортивные игры на занятиях используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В играх, в отличие от других форм занятий, главное внимание обращается на оздоровительную сторону, воспитание физических качеств, стремление подростков организовывать свою деятельность, основываясь на четких и жестких правилах спортивных игр, которые дают возможность каждому обучающемуся развивать свои личностные качества, необходимые как в любых видах спортивнооздоровительной деятельности, так и в обычной жизни. Спортивные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах, но объѐм их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа реализации программы. Сложное движение, включѐнное в игру, предварительно осваивается с обучающимися с помощью специальных упражнений. Методика проведения спортивных игр специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность занятия. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. В 5 классах предлагается проводить занятия в форме спортивных игр, так как именно в этом возрасте потребность в любых видах и формах движений у детей проявляется наиболее активно, поэтому для разнообразия и формирования основ двигательных и технических навыков часы, отведенные на проведение таких занятий распределены именно таким образом. III. Описание места учебного предмета в учебном плане Настоящая программа реализуется за счѐт часов Базисного учебного плана г школы, выделенных на внеурочную деятельность и рассчитана на детей 10 – 11 лет, Срок реализации программы – 1 год, количество занятий в неделю –1, общее количество часов – 35. Количество обучающихся в группе -20-25 человек. IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 Универсальными компетенциями учащихся на этапе среднего общего образования по программе «Подвижные игры» являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по спортивным играм являются следующие умения: 5 излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать еѐ напряжѐнность во время занятий по развитию физических качеств; - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; - выполнять индивидуальные и групповые действия спортсменов; - выполнять строевые упражнения; - выполнять тестовые нормативы; выполнять основные технические действия и приѐмы игры в баскетбол, волейбол, футбол; - осуществлять судейство соревнований. V. Содержание учебного предмета Разделы программы Кол-во часов рабочей программы 1 часть 35 Основы знаний о физической культуре 3 Экскурсии 3 Физическое совершенствование 25 - баскетбол 9 - волейбол - футбол Соревновательная деятельность 4 Содержание программного материала Основы знаний о физической культуре (4 ч) Знакомство с программой занятий. Основы знаний о спортивных играх: понятия правил игры, выработка правил игры. Инструктаж по технике 6 безопасности. Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История развития спортивных игр и первых соревнований. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. Баскетбол, волейбол, футбол в Российской Федерации на современном этапе. Экскурсии (3 ч) Посещение спортивного хоккейного клуба «Импульс» Соревновательная деятельность (4 ч) Товарищеские игры (соревнования) осуществляются на внутри школьным районном, городском уровнях, где занимающиеся соревнуются с другими командами. Физическое совершенствование (24 ч.) Спортивные игры Баскетбол На овладение техникой перемещений, остановок, поворотов и стоек. - стойки игрока; перемещения; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. На освоение ловли и передач мяча. - ловля и передача двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). На освоение техники ведения мяча. - ведение в низкой, средней, высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления и скорости; правой, левой рукой. На овладение техникой бросков мяча. - броски одной и двумя с места и в движении (после ведения, ловли) . На освоение индивидуальной техники защиты. - вырывание, выбивание мяча. На освоение тактики игры. - тактика свободного нападения; позиционное нападение(5:0) без изменений позиций игрока; нападение быстрым прорывом (1:0); взаимодействие двух игроков «Отдай мяча и выйди». На овладение и комплексное развитие психомоторных способностей. - игра по упрощѐнным правилам мини-баскетбола», игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3. Волейбол. На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек. - стойки игрока, перемещения в стойке. На освоение техники приѐма и передач мяча. - передачи сверху двумя на месте и после перемещения вперѐд; передачи мяча над собой; то же через сетку. На освоение техники нижней прямой подачи. - нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-5 м. от сетки. На освоение техники прямого нападающего удара. 7 - прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнѐром. Ориентирование в пространстве. - жонглирование, упр. на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме. Футбол На овладение техникой перемещений, остановок, поворотов и стоек. - старты из различных и. п.; стойки игрока, перемещения приставными шагами, боком На освоение ударов по мячу и остановок мяча. - удар по катящемуся мячу внешней стороной подъѐма, носком, серединой лба; вбрасывание из-за боковой линии с места, с шага. На освоение техники ведения мяча. - ведение по прямой с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением. На освоение техники ударов по воротам - удары по воротам на точность попадания мячом в цель. На освоение индивидуальной техники защиты. - перехват мяча, игра вратаря. На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. - игра по упрощѐнным правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания. На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. - игра по упрощѐнным правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания. VI. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности № Тема урока Кол- Характеристика деятельности учащихся во п/ часо п в 1 Т/б при занятиях б/б. 1 Соблюдают правила т/б. Овладевают История развития основными приѐмами игры в б/б. баскетбола. 2 Стойки, перемещения 1 Повторяют правила т/ б при проведении игрока. Остановка б/б; выполняют комплекс ОРУ у с прыжком. мячом; изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; знакомятся с терминологией игры в б/б. 3 Остановка двумя шагами. Изучают технику передвижения в Ловля и передачи двумя от защитной стойке: повороты и груди на месте. остановки. Осваивают основные приемов игры в б/бол. 4 Повороты без мяча, с 1 Изучают технику ловли и передачи 8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 мячом. Ловля и передачи на месте. Ловля и передачи одной от плеча на месте. Ведение на месте. 1 Ловля и передачи одной от плеча. Ведение на месте с разной высотой отскока. Ловля и передачи в движении. Ведение по прямой правой, левой. 1 Ловля и передачи в движении по кругу. Ведение с изменением направления. Ловля и передачи в движении в тройках. Ведение с изменением скорости. Ведение мяча. Броски двумя с места. Вырывание, выбивание мяча. Соревнования по баскетболу Т/б при занятиях в/б. История развития волейбола Стойки, перемещения игрока. Правила в/б. 1 1 мяча различными способами; проведение специальных упражнений. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования основных приемов игры в б/б, в миниб/б. Осваивают основные приѐмы игры в б/б. Описывают технику изучаемых игровых приѐмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приѐмов и действий. 1 Совершенствуют и корректируют технику выполнения ловли, передачи и ведения различными способами 1 Решают задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий; Выполняют правила игры. Осуществляют судейство. Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приѐмами игры в в/б. 1 1 1 14 Перемещения в стойке, остановки, ускорения. Передачи сверху двумя на месте. 15 Передачи сверху двумя на месте. Правила в/б. 1 16 Передачи снизу двумя на месте. Игра в п/б. 1 1 Повторяют правила т/ б при проведении в/б; изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; знакомятся с терминологией игры в б/б. Изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки. Осваивают основные приемы игры в в/бол. Изучают технику передачи мяча различными способами; проведение специальных упражнений. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования 9 17 Передачи снизу двумя на месте. Челночный бег 4X9м. 18 Передачи после перемещения вперѐд. Бросок набивного мяча 1 кг. 19 Передачи после перемещения вперѐд. Техника нижней прямой подачи. 20 Передачи над собой. Техника нижней прямой подачи. 21 Передачи над собой. Совершенствование нижней прямой подачи 22 Соревнования по пионерболу 23 Т/б при занятиях ф/б. История развития футбола. 24 Правила ф/б. Стойки игрока. Перемещения. 25 Перемещения игрока. Ведение по прямой правой, левой. 1 26 Старты из различных и.п. Ведение с изменение направления. Передачи на месте. 27 Ведение с изменение скорости. Передачи на месте. 1 28 Ведение. Передачи в движении. Игра. 1 29 Удары по воротам. Отбор мяча. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 основных приемов игры в в/б. Осваивают основные приѐмы игры в в/б. Выполняют контрольные тесты. Описывают технику изучаемых игровых приѐмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приѐмов и действий. Совершенствуют и корректируют технику выполнения передачи и подачи. Решают задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий; Выполняют правила игры. Осуществляют судейство. Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приѐмами игры в ф/б. Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приѐмами игры в ф/б. Описывают технику изучаемых игровых приѐмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приѐмов и действий. Моделируют технику освоенных игровых действий и приѐмов, варьируют еѐ в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполняют правила игры. Организуют совместные занятия ф/б со сверстниками, осуществляют судейство игры. Разбирают характерные ошибки при выполнении упражнения; 10 30 Удары по воротам. Жонглирование. 1 31 Соревнования по минифутболу 32 Экскурси и - хоккейного клуба 34 «Импульс. 35 Соревнования «Спортивный калейдоскоп» 1 VII. Описание процесса: 3 1 характеризую показатели физической подготовки Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от условий и двигательных задач Выполняют правила игры. Осуществляют судейство. Узнают о выдающихся спортсменаххоккеистах родного города Решают задачи игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий материально-технического обеспечения образовательного Оснащенность учебного процесса: Стандарт основного общего образования по физической культуре Примерные программы по учебным предметам. Физическая культур Авторской программы: «Физическая культура» В.И. Лях, 2013 г. Учебная, научно-популярная литература по ф/ к и спорту, олимпийскому движению Методические издания по физической культуре для учителей Федеральный закон «О физической культуре и спорте» Мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные Сетка для переноса и хранения мячей Баскетбольные щиты с кольцами Стойки для волейбола Сетки для баскетбольных колец Волейбольные сетки Жилетки игровые разного цвета Флажки разметочные с опорой Стойки для обводки Ворота Конусы Фишки Свисток судейский Секундомер VIII. Требования к качеству освоения программного материала В результате освоения содержания учебного курса «Подвижные игры» учащиеся 5 класса получат возможность иметь представление: 11 - о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; - о способах изменения направления и скорости движения; - личной гигиене; - о правилах спортивных игр; Получат возможность научиться: -самостоятельно проводить занятия по обучению спортивных игр. -тестировать показатели физического развития и основных физических качеств. - выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; - играть в подвижные игры и спортивную игру баскетбол, волейбол, футбол; - выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; -выполнять технику различных передач и бросков мяча; - выполнять индивидуальные и групповые действия спортсменов; - выполнять строевые упражнения; -выполнять тестовые нормативы; -выполнять основные технические действия и приѐмы игры в баскетбол, футбол, волейбол; -осуществлять судейство на соревнованиях. 12