Положение
о профильном обучении
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность профильных классов
МКОУ «Талицкая СОШ № 55» (далее – Школа), содержание и организацию
образовательного процесса в профильных классах.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими
нормативно- правовыми актами:
- законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», частью 5 статьи 67 от
29.12.2012 г № 273-ФЗ с изменениями на 29 декабря 2022 года;
- Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС
СОО),
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной Мипросвещения России от 18.05.2023 №371 (ФОП СОО)
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» с
изменениями и дополнениями,
- Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021г №115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями),
- нормативными локальными актами Школы;
1.3. Профильные классы обеспечивают:
- осуществление профилизации обучающихся, расширенный уровень
подготовки по выбранному профилю;
- развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и
склонностями;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельной и научно-исследовательской
работы;
- создание обучающимся оптимальных условий для получения среднего общего
образования в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов, с учетом запросов и интересов обучающихся и
их родителей (законных представителей);
1.4. Профильные классы открываются при условии:
- наличия квалифицированных специалистов (имеющих высшее образование,
связанное с профилем обучения, прохождение курсов повышения
квалификации по профильному предмету);
- наличия необходимого материально-технического обеспечения учебного
процесса по профильным учебным курсам;
- наличия программно-методического обеспечения, в том числе программ
элективных и специализированных курсов;
- социального запроса от законных представителей обучающихся на
соответствующий профиль обучения.
1.5 Профильное обучение может быть организовано по направлениям согласно
вариантам учебных планов профилей Федеральной образовательной программы
среднего общего образования:
технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным
изучением математики и информатики)
естественно-научного профиля
гуманитарного профиля (вариант 1)
гуманитарного профиля (вариант 2)
социально-экономического профиля (вариант с углубленным изучением
обществознания и географии)
универсального профиля
2.Содержание и организация деятельности профильных классов
2.1. Классы с профильным обучением открываются решением педагогического
совета образовательной организации с учетом образовательных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.2 Срок обучения в профильных классах - 2 года (10-11-е классы), форма
обучения – очная.
2.3. Классы с профильным обучением формируются на уровне среднего общего
образования, являются структурными единицами образовательной организации.
2.4. Открытие, ликвидация и реорганизация профильных классов производится
приказом директора школы на основании решения педагогического совета
образовательной организации.
2.5. Школа несет ответственность перед обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогической общественностью и
вышестоящими органами управления образованием за реализацию
конституционных прав личности, обучающихся на образование соответствие
выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей,
качественное обучение и воспитание.
2.6. Образовательная организация, исходя из своих возможностей и
образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей), самостоятельно формирует профильные классы.
2.7 Содержание профильного обучения в профильных классах ОО
обеспечивается за счет углубленного изучения отдельных учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей),
дифференциации и индивидуализации обучения, преемственности между
основным общим, средним общим и профессиональным образованием.
2.8. Профильное обучение организуется на основе Учебного плана,
сформированного с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и примерного учебного
плана. Учебный план рассматривается на Педагогическом совете, и утверждается
директором школы.
2.9 Учебный план, независимо от профиля обучения, в обязательном порядке
содержит учебные предметы, обязательные к изучению: «Русский язык и
литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия, вероятность и статистика», «Информатика»,
«Физика», «Химия», «Биология», «История», «Обществознание», «География»,
«Основы безопасности и защиты Родины», «Физическая культура»,
«Индивидуальный проект» (10 класс).
2.10 Учебный план профиля обучения содержит не менее 2 (3-4) учебных
предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю
обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В
непрофильном (универсальном) классе учебный план может содержать 1(2)
предмета на углубленном уровне изучения.
2.11 В учебном плане предусматривается обязательное выполнение
обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) и посещение выбранных
элективных курсов.
2.12. Количество часов, отводимых на изучение профильных учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) в учебном плане ОО не меньше, чем
установлено в примерном учебном плане примерной образовательной программы
среднего общего образования.
2.13. Преподавание предметов ведется по рабочим программам базового и
углубленного уровня, разработанным в соответствии с Основной образовательной
программой среднего общего образования школы, примерными или авторскими
программами и утвержденным образовательным учреждением.
2.14 Программа изучения профильных предметов гарантирует обучающимся
углубленный уровень содержания и планируемых результатов, соответствующий
требованиям ФГОС по данному предмету.
2.15. Составной частью профильного обучения, направленной на повышение
эффективности индивидуальной работы с обучающимися, являются элективные
курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения теми обучающимися, которые их
выбрали для углубления профиля, согласно статье 43 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»).
2.16. Программы элективных курсов разрабатываются педагогами и
утверждаются в соответствии с Уставом школы.
2.17. Элективные курсы, выбранные обучающимися, и связанные с ними
практики, проекты, исследовательская деятельность являются обязательными для
посещения. Знания обучающихся по элективным курсам
оцениваются на общих основаниях. Набор и содержание элективных курсов ОУ
определяет самостоятельно в соответствии с выбранными обучающимися
профилями.
2.18. Выполнение индивидуального проекта по профильным предметам или на
межпредметной смежной основе (не менее одного) обязательно для каждого
обучающегося профильного класса. В целях подтверждения социального выбора
обучающимися профиля обучения и прогнозирования личного успеха в
интересующей сфере деятельности, проекты рекомендовано выполнять с учетом
направлений по предметам на углубленном уровне.
2.19. Учебники, учебные пособия по профильным (углубленным) предметам
выбираются учителями–предметниками с учетом мнения Методического
объединения из актуального Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
2.20. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется
педагогическим советом школы и соответствующим Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
тестирование, защита рефератов, творческих работ, итоговые опросы, переводные
экзамены (устные и письменные), письменные проверочные и контрольные
работы и т. д.
2.21. Государственная итоговая аттестация по завершению среднего общего
образования в профильных классах проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3. Порядок приема и отчисления учащихся профильных классов
3.1. Порядок приема обучающихся в 10-е профильные классы Школы
осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании Российской
Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, Правил приема граждан на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования.
3.2. Зачисление в профильные классы согласно Федеральному закону ФЗ-273
«Об образовании в Российской Федерации» осуществляется на основании
заявления совершеннолетнего обучающегося и (или) родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего.
3.3. Набор профилей на новый учебный год, их структура и учебный план
утверждается педагогическим советом на каждый новый учебный год.
3.4. При поступлении в классы с профильным обучением, обучающиеся, их
родители (законные представители) должны быть ознакомлены со всеми
документами, регламентирующими образовательный процесс в ОО.
4. Переход обучающихся из одного профиля в другой
4.1. Переход из одной профиля обучения в другой обучающийся может
совершить только в особое, выделенное в учебном плане время. Такой переход
возможен в тех случаях, когда выбор профиля обучения был сделан
неправильно, или возникла необходимость изучения на повышенном уровне
других предметов из-за изменения жизненных планов, связанных с выбором
того или иного ВУЗа.
4.2 Обучающимся может быть предоставлено право изменения профиля
обучения при следующих условиях:
отсутствие академических задолженностей за прошлый период обучения по
первоначально выбранному профилю;
- самостоятельной сдачи академических задолженностей, возникающих из-за
разных учебных планов профилей, не позднее 01 ноября;
- письменного заявления родителей (законных представителей) о переводе в
класс с другим профилем с указанием согласия обучения несовершеннолетнего по
учебному плану выбранного профильного класса с иными предметами на
углубленном уровне.
- Рекомендовано наличие рекомендации учителя, преподающего выбранный
предмет (ы) на профильном уровне
4.3. Сроки проведения перехода из одного профиля в другой:
В 10 классе – первая или вторая неделя ноября; вторая неделя марта. В 11
классе – вторая неделя сентября.
4.4. Переход в другие сроки возможен в случаях болезни ученика в
период перехода, подтвержденной медицинской справкой, или
невозможности получить согласие преподавателя (по причине его болезни,
командировки и т. п.). В этих случаях переход возможен в течение двух дней
после появления в школе преподавателя или учащегося, отсутствующих в
период перехода.
4.5. Решение о переводе обучающегося на другой профиль принимается
коллегиально, с учетом мнения педагогов, работающих в профильном классе,
на основании промежуточной аттестации по профильным дисциплинам.
4.6. Отчисление обучающихся из групп профильных классов возможно:
- по желанию обучающихся, их родителей (законных представителей);
- на основании неудовлетворительной промежуточной аттестации по
профильным дисциплинам по итогам учебного года.
4.7. Обучающиеся, не успевающие по профильным предметам, могут быть
аттестованы по программе базового уровня, им предоставляются возможности
перехода в класс универсального профиля для изучения предметов на базовом
уровне (при наличии такового в ОО или другом образовательном учреждении)
и получения аттестата о среднем общем образовании.
4.8. Перевод и отчисление обучающихся из профильного класса оформляется
приказом директора школы.
5. Кадровое и финансовое обеспечение деятельности профильных классов
5.1. Преподавание в классах с профильным обучением осуществляется
преподавателями школы, а также специалистами, привлекаемыми школой на
основе временных гражданско-правовых договоров. Педагогический
коллектив формируется директором школы.
5.2. Педагоги, работающие в профильных классах, должны иметь стаж
работы не менее 5 лет.
5.3. Педагоги, работающие в профильных классах, обязаны транслировать
свой педагогический опыт на школьном или муниципальном уровнях, и
стимулировать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся,
а также оказывать содействие обучающимся в демонстрации достижений по
профильным дисциплинам.
5.4. Педагогическим и руководящим работникам, обеспечивающим
преподавание профильных предметов, может быть установлена
стимулирующая доплата за счет средств ФОТ в связи с успешными
показателями успешности или результатами защиты индивидуальных
проектов.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1. Обучающиеся имеют право на:
6.1.1. выбор профильных предметов согласно вариантам учебных планов
ФОП СОО;
6.1.2. выбор элективных курсов;
6.1.3. переход в другие профильные классы общеобразовательного
учреждения.
6.2. Обучающийся обязан:
6.2.1. посещать элективные курсы;
6.2.2. выбрать элективные курсы в объеме, определенном учебным планом;
6.2.3. по завершению элективных курсов получить оценку при условии
часового объема изучения более 68 часов.
6.3. Учитель-предметник имеет право на:
6.3.1. самостоятельный выбор и использование методики обучения и
воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний
обучающихся;
6.3.2. - самостоятельный выбор тематики элективных курсов;
6.3.3. на повышение квалификации.
6.4. Учитель-предметник обязан:
6.4.1. разрабатывать рабочие программы и контрольно-измерительные
материалы по учебным предметам универсального и профильного уровней;
6.4.2. разрабатывать программы по элективным курсам.
7. Управление профильными классами
7.1. Деятельность профильных классов организуется в соответствии с
Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
7.2. Вопросы профильного обучения курирует заместитель директора по
управлению качеством и содержанием образования и воспитанием.
7.3. Финансирование деятельности профильных классов осуществляется
из средств, выделяемых учредителем образовательного учреждения и
дополнительных финансовых источников (при наличии).
8. Документация и отчетность
Образовательное учреждение для реализации профильного обучения должно
иметь следующие документы:
- Положение о профильном обучении в МКОУ «Талицкая СОШ № 55»;
- Образовательную программу согласно ФОП (ФГОС СОО);
- Учебный план профиля(ей) обучения;
- Рабочие программы по учебным предметам;
- Программы элективных курсов;
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение размещается для ознакомления на официальном сайте ОО