РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Мир химии»
для обучающихся 9 класса
Талица 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность «Мир химии» предназначен для обучающихся 9
класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в
дальнейшем изучение химии на профильном уровне.
Цель данного курса – подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы,
помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в
период подготовки к экзамену.
Результатом совместной деятельности обучающихся 9 класса и педагога будут
являться результаты пробного тестирования, а в конечном итоге – итоговая аттестация
обучающихся по предмету химия.
В
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в
разработке программы внеурочной деятельности, позволяющей расширить и
углубить свои знания по химии, сформировать навыки исследовательской
деятельности.
Актуальность программы связана с возможностью обучающегося выбрать
профильный предмет обучения в старших классах или изменить свой выбор. Экзамен
по химии требует от обучающихся многих знаний и понятий не только в области
неорганической химии, но и органической химии; владеть практическими навыками и
уметь применять их в другой ситуации. Занятия по внеурочной деятельности «Мир
химии» предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к
Государственной итоговой аттестации. Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на
подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ и обучающихся, которые выбирают
химию для дальнейшего обучения в профиле. Занятия по программе внеурочной
деятельности «Мир химии» помогут реализовать обучающимся проекты по
выбранным темам.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системнодеятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и
индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия
является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной
деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного
развития обучающихся.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего
образования,
 Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного
образовательного
стандарта, утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2010 г. №986;
 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям
2
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
No189».
Занятия проводятся индивидуальные и групповые.
Цель программы:
подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы, помощь в
преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в
период подготовки к экзамену.
Задачи программы внеурочной деятельности по химии:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, проводить расчѐты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных
знаний и умений для использования в нестандартной ситуации.
Планируемые результаты
На занятиях внеурочной деятельности «Мир химии» обучающиеся дополнят
свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной
подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки,
стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на
внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в
дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Предметными результатами освоения программы являются:
 в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно
проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
 в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с
принципами бережного отношения к природе;
 в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по
повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить
химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их
предназначением и свойствами;
 в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
Личностными результатами являются:
 в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
3
 в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
в познавательной
сфере:
мотивация
учения, умение
управлять
своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
владение универсальными
естественно-научными способами
деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит
получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
 основы социально-критического
мышления, ориентация
в
особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
 экологическое
сознание, признание
высокой ценности жизни во
всех
ее
проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного
и
эмоционального
компонентов
будет
сформирована:
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
 умение вести диалог на основе равноправныхотношений и взаимного уважения и
принятия;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
 готовность выбора профильного образования.
4. Обучающийся получить возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно
анализировать
условия достижения цели на
основе
учета выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения.
4
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
брать на себя инициативу в организации совместного действия;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно
проводить исследования
на
основе
применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
организовать исследование с целью проверки гипотезы;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Программа внеурочной деятельности по химии «Мир химии» рассчитана на
учащихся 9 классов (34 часа).
5
Содержание программы
внеурочной деятельности по химии «Мир химии»
1.
2.
3.
4.
Программа занятий состоит из четырѐх разделов:
Особенности ОГЭ по химии.
Повторение и углубление теоретического материала, методика решения
заданий разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
ыполнение проектно-исследовательских работ.
Основное содержание
Раздел 0. Входной срез КИМ за 2025г. – 2ч
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2026г. – 1ч
– кодификатор элементов содержания
– спецификация Кимов ОГЭ по химии
– информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и
первоначальным представлениям по органической химии, методика решения
заданий разного уровня сложности – 24ч.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная,
полярная), ионная, металлическая.
Валентность
химических
элементов.
Степень
окисления
химических
элементов. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических
соединений.
Номенклатура неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и
составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей, солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных,
6
кислотных. Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних)
Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы.
Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода,
кремния Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной
лаборатории. Человек в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель
и
восстановитель.
Вычисление массовой доли растворѐнного вещества в растворе. Вычисления
по химическому уравнению. (№ 21)
Расчѐтные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в
веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли
растворѐнного вещества в растворе. (№15, 21)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного
обмена. Химические
свойства
простых
веществ
металлов:
щелочных,
щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений,
алюминия,
его
соединений. Определение
характера
среды
растворов
кислот и щелочей с помощью индикаторов
Качественные реакции на анионы в растворе (Cl - , Br - , I - , S 2 , SO 3 2 - , SO 4 2 - ,
NO 3 - , PO 4 3 - , CO 3 2 - ,SiO 3 2 - ) 8 Качественные реакции на катионы в растворе
(NH4 + , Na+ , K + , Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+ , Cu2+, Zn2+)
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных
углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене)
Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле,этаноле,
глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения
готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим
анализом и методическими рекомендациями.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 4 ч
Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов.
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. – 3ч
Раздел включает работу обучающихся по выбранным темам проекта по
химии, консультации учителя.
7
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
Название темы
Количество часов
Входной срез КИМ 2025 г.
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2026 г.
Раздел 2. «Мир химии»
Раздел 3. Тестовый практикум
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских
работ
Итого
2
1
24
4
3
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название темы / задания
Дата проведения
по
плану
Дата
проведения
по факту
Входной срез КИМ 2025 г.
Входной срез КИМ 2025 г.
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2026г. (1 час)
Особенности
ОГЭ по
химии
в
2026
г. кодификатор
элементов
содержания, спецификация КИМов ОГЭ по
химии, демонстрационный КИМ 2026 г.,
информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. «Мир химии» (24 часа)
Строение атома. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 элементов
ПСХЭ. Периодический закон и
периодическая
система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение молекул. Химическая связь:
ковалентная (неполярная, полярная), ионная,
металлическая. Валентность химических
элементов. Степень окисления
химических элементов
Простые и сложные вещества.
Основные классы
8
неорганических
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
соединений.
Номенклатура
неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки
протекания
химических
реакций.
Химические уравнения. Закон сохранения
массы веществ.
Классификация химических реакций по
различным признакам: количеству и составу
исходных
и
полученных
веществ;
изменению
степеней
окисления
химических
элементов, поглощению и выделению
энергии.
Вычисление массовой доли химического
элемента в
веществе
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и
анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей, солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их
осуществления.
Химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных
гидроксидов.
Химические свойства солей (средних).
Взаимосвязь
различных классов неорганических
веществ. Реакции ионного обмена. (№22)
Химические свойства простых веществ
неметаллов: галогенов, кислорода, серы
Химические свойства простых веществ
неметаллов: галогенов, кислорода, серы
Химические свойства простых веществ
неметаллов: азота,
фосфора, углерода, кремния
9
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Химические свойства простых веществ
неметаллов: азота,
фосфора, углерода, кремния
Чистые вещества и смеси. Правила
безопасной работы в школьной лаборатории.
Человек в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель и восстановитель. (№№ 14, 20)
Вычисление массовой доли растворѐнного
вещества в растворе. Вычисления по
химическому уравнению. (№21)
Расчѐтные задачи: вычисление массовой
доли химического элемента в веществе,
вычисления по химическому уравнению с
использованием массовой доли
растворѐнного вещества в растворе. (№№ 15,
21)
Химические
свойствапростых
веществ металлов: щелочных,
щелочноземельных, магния и их
соединений,
железа и его соединений, алюминия, его
соединений.
Определение
характера
среды
растворов кислот и щелочей с помощью
индикаторов.
Качественные реакции на анионы в растворе
Качественные реакции на катионы в растворе
Качественные реакции на анионы в растворе
(Cl - , Br - , I - , S 2 , SO 3 2 - , SO 4 2 - , NO 3 , PO 4 3 - , CO 3 2 - ,SiO 3 2 - ) 8
Качественные реакции на катионы в растворе
(NH4 + , Na+ , K + , Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+,
Al3+ , Cu2+, Zn2+)
Получение газообразных веществ.
Качественные реакции на газообразные
вещества
(кислород, водород,
углекислый газ, аммиак)
1
0
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Первоначальные сведения об органических
веществах: предельных и непредельных
углеводородах (метане,
этане,этилене, ацетилене)
Первоначальные сведения об органических
веществах:
спиртах (метаноле, этаноле, глицерине),
карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной,
стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры,
углеводы.
Раздел 3. Тестовый практикум. (4 часа)
Диагностическая работа
Диагностическая работа
Диагностическая работа
Диагностическая работа
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ (3 часа)
Работа обучающихся по выбранным
темам проекта,
консультации учителя.
Работа обучающихся по выбранным
темам проекта,
консультации учителя.
Работа обучающихся по выбранным темам
проекта, консультации учителя.
Список литературы
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
1
1
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия, 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по
химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.:
Просвещение 1992.
В.Н. Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание,
исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков, А.А. Лазаренко. Учителю химии о внеклассной работе – М.: Просвещение
1978.
И.Н. Чертиков, П.Н. Жуков. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа.- М.: Просвещение,
1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической
химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. - М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Программно-методические материалы. Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.
Интернет-ресурсы:
ХимОнлайн
http://www.himonline.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs2NDUzMDY3OzE1Nzk4
O TcxNztnby5tYWlsLnJ1Omd1YXJhbnRlZQ&yclid=5683710645230838545
https://chem-oge.sdamgia.ru/
https://4ege.ru/gia-po-himii/
1
2