Положение об открытии и функционировании
специального коррекционного класса (СКК) с реализацией
адаптированных образовательных программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
в условиях инклюзивного образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об открытии и функционировании
специальных коррекционных классов (СКК) с реализацией адаптированных
образовательных программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в МОУ
Ишненской СОШ (далее - Положение) регулирует деятельность специальных
коррекционных классов, создаваемых в МОУ Ишненской СОШ (далее Школа) в установленном порядке для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.2.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(ч. 4 ст. 79 ФЗ-273).
1.3.
Специальные коррекционные классы являются формой
инклюзивного образования, позволяющей решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.4.
Положение разработано на основании следующих нормативно правовых актов:
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от
22 марта 2021г. № 115;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О
введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по
вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О
направлении Методических рекомендаций по вопросам организации
образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (вместе с
«Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных
организаций по сопровождению образовательной деятельности в
условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Минпросвещения России от 20 февраля 2019 № ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
Распоряжение Мипросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в образовательной организации»
1.5. Целью открытия специальных коррекционных классов в
условиях инклюзивного образования является создание вариативных условий
для реализация права детей с ОВЗ на получение образования с учетом их
психо-физических особенностей (в соответствии с их познавательными
возможностями и способностями) в Школе по месту жительства.
1.6. Главной задачей классов в условиях инклюзивного образования
является обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ
средствами образования:
- оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи;
- обеспечение коррекции основных недостатков в развитии ребенка;
- стимулирование способностей ребенка к самооценке;
- совершенствование знаний и навыков;
- тренировка самостоятельности, формирование активной жизненной
позиции, необходимой для ориентации в социальной среде.
1.7. Необходимость открытия специальных коррекционных классов для
детей с ограниченными возможностями здоровья вызвана трудностями в
освоении
адаптированной
основной
образовательной
программы/
адаптированной образовательной программы в условиях инклюзивного
класса, нежеланием родителей (законных представителей) направлять детей в
специальные (коррекционные) школы, находящиеся на расстоянии,
психологическими особенностями развития детей данной категории.
2. Открытие и функционирование специальных коррекционных классов
2.1. Классы (СКК) для детей с ОВЗ комплектуются в Школе по мере
выявления таких обучающихся в ходе образовательного процесса по
заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).
2.2. Классы открываются приказом директора Школы по согласованию
с управлением образования администрации Ростовского МР с согласия
родителей (законных представителей).
2.3. Обучающиеся зачисляются в указанные классы без
дополнительного обследования.
2.4. При организации инклюзивного обучения в одном классе (по
возможности) объединяются дети с ОВЗ, имеющие рекомендации ПМПК для
обучения по одной и той же образовательной программе (СКК для
обучающихся с ЗПР, СКК для обучающихся с УО). В случае необходимости
в интегрированные классы в порядке исключения могут зачисляться дети с
различными видами нарушений.
2.5. В СКК осуществляется образовательный процесс в соответствии с
ФГОС для обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования,
срок освоения от 4 до 5 лет в зависимости от потенциальных возможностей
развития и успешности обучения ребенка и категории обучающихся с ОВЗ,
на уровне основного общего образования по адаптированной
образовательной программ со сроком освоения 5 лет, и ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
со сроком освоения от 9 до 13 лет.
2.6. В случае, если обучающиеся завершают освоение адаптированных
общеобразовательных программ основного общего образования до
достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них могут
быть открыты классы (группы) с углубленным изучением отдельных
учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной
программы.
2.7. В случае отсутствия необходимого количества обучающихся, при
наличии согласия родителей (законных представителей) и соответствующего
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с
рекомендацией
об
организации
обучения
по
адаптированной
образовательной программе, возможна организация инклюзивного
образования обучающихся с ОВЗ в условиях разновозрастного класса.
2.8. К условиям организации разновозрастного обучения учащихся с
легкой степенью умственной отсталости, можно отнести следующие:
•
обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости (т. е. те
обучающиеся, которым ПМПК рекомендован первый вариант АООП в
соответствии с ФГОС УО) одного возраста могут существенно отличаться
по
показателям
психического
развития,
уровню
обучаемости,
сформированности учебных знаний, умений и навыков, потому возрастной
фактор здесь не всегда определяет возможности и темп освоения содержания
образовательной программы;
• содержание программ учебных предметов, предусмотренных в АООП для
обучающихся с умственной отсталостью, построено на основе
концентрического принципа, позволяющего выстроить изучение учебного
материала учащимися разного возраста в совместном образовательном
процессе;
• в специальном коррекционном разновозрастном классе, организованном
для обучающихся с легкой умственной отсталостью, больше возможностей
для реализации принципов дифференциации (учет общих типологических
особенностей этой группы детей) и индивидуализации учебного процесса за
счет средств и методов обучения, традиционно использующихся в
олигофренопедагогике, чем в условиях включения такого обучающегося в
нормативный класс.
2.9. Количество классов и их наполняемость определяются локальным
актом Школы, исходя из категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, их численность в классе (группе) устанавливается
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами. Количество детей с разными заболеваниями в одном классе
устанавливает
в соответствии с СанПиН детей с ОВЗ. Предельная
наполняемость зависит от вида заболевания ребенка и варианта
образовательной программы.
2.10. Прием (перевод, направление) обучающихся в класс (на другую
программу обучения) осуществляется только на основании заключения
ПМПК и согласия родителей (законных представителей) обучающихся в
соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения.
2.11. Для организации и проведения специалистами различных
профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в
обучении и адаптации к школьной жизни, в школе создается школьный
психолого-педагогический консилиум, деятельность которого регулируется
Положением о психолого- педагогическом консилиуме.
2.12. Руководитель общеобразовательной организации прогнозирует
целесообразность открытия специальных коррекционных классов в
следующем учебном году, для чего в текущем учебном году:
- анализирует данные учѐта детей микрорайона школы, определяет
количество
будущих
первоклассников,
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, посещающих детские сады;
- организует с согласия родителей (законных представителей) работу с
обучающимися, испытывающими сложности в освоении основных
общеобразовательных программ, педагога-психолога, учителя-логопеда с
целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и
направление их на ПМПК;
- готовит докладную на имя начальника управления образования с
обоснованием необходимости открытия специального коррекционного
класса;
- обеспечивает создание необходимых условий (нормативно-правовых,
кадровых, программно-методических, материально-технических) для
функционирования специальных коррекционных классов;
- информирует родителей (законных представителей) об особенностях
функционирования специального коррекционного класса.
2.13. Докладная школы должно содержать:
- список обучающихся для зачисления в специальный коррекционный класс;
- копии заключения ПМПК на каждого ребенка и заключение психологопедагогического консилиума ОО;
- копии заявлений родителей (законных представителей) об организации
обучения детей в СКК;
- наличие в школе специальных условий для получения образования
обучающимися с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и
образовательных потребностей каждого ребенка.
3. Особенности организации образовательного процесса
3.1. В СКК содержание общего образования и условия организации
обучения определяются ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.2. Школа самостоятельно разрабатывает адаптированные основные
образовательные программы/адаптированные образовательные программы
(АООП/АОП) на основе примерных АООП, с учѐтом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
3.3. АООП/АОП реализуется на основе специально разработанных
учебных планов, которые обеспечивают освоение образовательной
программы с учетом особенностей и образовательных потребностей
обучающихся СКК.
3.4. При реализации образовательных программ могут использоваться
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
3.5.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа/адаптированная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
3.7. Внеурочная деятельность состоит из часов, необходимых для
обеспечения индивидуальных потребностей учащихся с ОВЗ, в сумме
составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов
предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной
направленности, остальное - на развивающую область с учетом возрастных
особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
3.8. Коррекция нарушений и связанных с ними особенностей развития
обучающегося осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех
уроках, внеклассных и других мероприятиях.
3.9.
Комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся в СКК обеспечивается деятельностью психологопедагогического консилиума. Специалисты, не работающие в данной ОО,
привлекаются для работы в консилиуме по договору сетевого
взаимодействия.
3.7. Образовательный процесс для обучающихся в указанных классах
осуществляется в первую смену по режиму продленного дня с организацией
двухразового
горячего
питания,
необходимых
оздоровительных
мероприятий, с учетом физического и психического здоровья детей.
3.8.
Реабилитационно-коррекционные
мероприятия
могут
реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время
урочной деятельности.
3.9. Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна
превышать 40 минут. Продолжительность перемены между урочной и
внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за
исключением категории учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями
развития),
обучение
которых
осуществляется
по
специальной
индивидуальной программе развития.
3.10. Школа на период обучения предоставляет обучающимся с ОВЗ
специальные учебники и учебные пособия (в бумажном и электронном виде),
справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы.
4. Кадровое обеспечение
4.1. В ССК работают учителя и специалисты, имеющие опыт работы в
школе из числа педагогических работников, оказывающих методическую,
психолого-педагогическую,
логопедическую,
диагностическую,
консультативную и техническую помощь, необходимую для освоения
АООП/АОП и прошедших специальную подготовку и переподготовку.
4.2. Руководство деятельностью данных классов осуществляет
заместитель директора по УВР, согласно приказа по ОО. Заместитель
директора по учебно-воспитательной работе:
- организует работу психолого-медико-педагогического консилиума;
- оказывает систематическую организационно-методическую помощь
педагогам в определении направлений и планирования работы в
специальных коррекционных классах;
-обеспечивает разработку АООП/АОП;
- осуществляет контроль за разработкой и реализацией коррекционноразвивающей программы учителя, педагога-психолога;
- осуществляет мониторинг эффективности функционирования специальных
коррекционных классов;
- анализирует результаты функционирования специальных коррекционных
классов.
4.3. Директор Школы:
- обеспечивает создание необходимых условий для функционирования
специальных коррекционных классов;
- осуществляет приѐм обучающихся в специальные коррекционные классы;
- осуществляет контроль работы педагогов и заместителя директора по
учебно-воспитательной работе;
- несет ответственность за комплектование и функционирование классов.
4.4. Педагогическим работникам, специалистам, работающим в
специальных коррекционных классах, возможно установление надбавок к
заработной плате.
4.5. Классным руководителям классов производится доплата за
классное руководство в полном объеме.
4.6. Методическую помощь педагогам, работающим в указанных
классах, оказывают ЦПМСС и школьный психолого -педагогический
консилиум.
4.6. Оплата труда педагогических работников, работающих в
специальных коррекционных классах, производится в соответствии с
действующими нормативами
Приложение к Положению
Форма заявления для перевода в ССК
Директору МОУ
_____________________________ школы)
_____________________________________________
(Ф.И.О. руководителя)
от
___________________________
___
(Ф.И.О. родителя учащегося)
____________________________,
(Ф.И.О.ребенка)
проживающего _________________
(адрес родителя)
_________________________________
тел.
8(…)__________________________
………….
Заявление
о согласии на обучение по адаптированной образовательной программе в
специальном коррекционном классе
Я, ___________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
отец/мать/законный
представитель
(нужное
подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. ребенка)
ученика/ученицы _________ класса, даю согласие на его/ее обучение по адаптированной
образовательной программе в МОУ ______________________________________________
в
специальном
коррекционном
классе
для
обучающихся*
с
_____________________________
Основания: ч.3 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии от
«__»___________ 20___года № _______.
Рекомендацию психолого-медико-педагогической комиссии прилагаю (если ранее
не сдавалась).
Дата
____________________ Подпись/ расшифровка