"Калейдоскоп образовательных практик по формированию функциональной грамотности".

01.02.2022


 

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования, обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ученик  должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию». 31 января 2022 года в МКОУ «Талицкая СОШ №55» был проведен районный  методический  семинар "Калейдоскоп образовательных практик по формированию функциональной грамотности".

Цель – создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности  обучающихся.

 Задачи:

1. Выявить профессиональные дефициты педагогов в области формирования функциональной грамотности  обучающихся и организовать работу по их преодолению.

2. Обеспечить освоение педагогами способов, образовательных технологий, деятельностных форм, направленных на формирование функциональной грамотности школьников.

3. Внедрить инновационные формы методического сопровождения.

4. Организовать работу профессиональных обучающихся сообществ педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся.

 5. Обеспечить внедрение в практику работы эффективных технологий формирования функциональной грамотности обучающихся.

Гостям и педагогам школы была предложена программа мероприятия

Мероприятие в рамках семинара

Время

Место проведения

Ответственный

 

Открытие мероприятия

Приветственное слово участникам семинара ведущего специалиста Управления образования Администрации ТГО Сапегиной С.Ю., директора МКОУ «Талицкая СОШ №55» Маслаковой И.А.,

заместителя директора по УВР Каминской Л.П.

9.00 – 9.20

   

Каб. №25

 

Сапегина С.Ю.

Маслакова И.А.

Каминская Л.П.

     

1

Формирование функциональной грамотности у школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании в рамках психолого-педагогического сопровождения

9.20 – 10.00

Каб. №25

 

Бадамшина Т.Р.

Ляпина А.А.- психолог

IКК

   

2

Креативное мышление во внеурочной деятельности.

Мастер-класс «Дизайн пряников»

10.10 – 10.50

Точка роста

Полыгалова Н.М.

Высшая КК

3

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

11.00 – 11.40

Каб. №2

Учителя начальной школы:

Балашова Н.Ю.,

высшая КК

Сизикова И.Н

 высшая КК

Охоткина С.А.

высшая КК

Дёмина Л.М.

IКК

Хальнова И. П

IКК

Сидорова О.А.Хочу такой сайт

высшая КК

 
 

Лабораторные и практические работы как средство формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии, 6 класс

11.00 – 11.40

Каб. №43

Сидорова Н.Л. – учитель биологии

Высшая КК

 

Приемы формирования математической грамотности у обучающихся для подготовки к  ГИА, 11 класс

11.00 – 11.40

Каб. №24

Плотникова Л.А.- учитель математики

IКК

   
 

Внеклассное мероприятие. Экскурсия по литературному Арбату «Ты течёшь, как река. Странное название!», 10 класс

11.00 – 11.40

Точка роста

Васильева О.В. – учитель русского языка и литературы

Высшая КК

4

Интегрированный урок истории и русского языка  «Реформы Петра 1 и изучение служебных частей речи», 7 класс

11.50 – 12.30

Каб. №25

Соловьёва Е.С. – учитель истории и обществознания

IКК

 

Саночкина Е.А.- учитель русского языка и литературы

IКК

 

5

Подведение итогов.

12.30 – 13.00

Каб. №25

 

На уроке «Формирование функциональной грамотности у школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании в рамках психолого-педагогического сопровождения» собравшимся были представлены формы и методы психолого-педагогического сопровождения  в   школе при обучении  таких детей в классе. Психолог Ляпина А.А. озвучила свои выводы и наблюдения, обобщила опыт работы в школе.

Гости побывали на Мастер-классе «Дизайн пряников» (внеурочная деятельность), где гостям,  исходя из своих знаний, имеющегося материала и инструментов, предложили разработать варианты оформления пряника глазурью.

В начальной школе учителя предложили гостям посмотреть фрагменты преемственности  уроков математики, целью которых было представить работу по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе посредством решения задач, максимально приближенных к жизненным ситуациям.

Гости и приглашенные согласились, что задания, подобранные для этих уроков, развивают:

- коммуникативную грамотность: обучающиеся  способны адекватно понимать речь учителя и одноклассников и выражать свои мысли в устной и письменной форме ;

- информационную грамотность: обучающиеся показали умение осуществлять поиск информации в Толковом словаре и находить информацию в источниках Интернета, перерабатывать информацию и применять её при решении задач;

 -деятельностную грамотность: обучающиеся способны ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать деятельность.

 

Учитель математики Плотникова Л.А. показала «Приемы формирования математической грамотности у обучающихся для подготовки к ГИА», где поделилась опытом работы по развитию функциональной грамотности школьников при обучении математике средствами практико-ориентированных задач, показала методы и приемы решения проблем, представленных в математическом контексте. Решения таких задач требуют математических рассуждений и, возможно, являются центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.

Неизгладимое впечатление оставило внеклассное мероприятие  -  Экскурсия по литературному Арбату «Ты течёшь, как река. Странное название!» в 10 классе. Данное мероприятие показало умения обучающихся   извлекать информацию из текстов публицистического и художественного стилей, выделять смысловые части в тексте, интерпретировать эту информацию, оценивать качество и достоверность информации, применять полученные знания при решении практических задач, умение общаться.

Интегрированный урок истории и русского языка провели учителя истории Соловьева Е.С., Саночкина Е.А. Они обобщили и систематизировали знания по теме «Реформы Петра I и изучение служебных частей речи» на историческом материале. В ходе урока присутствующие коллеги выполняли задания на формирование навыков функциональной грамотности:

- умение работать с текстом, выделять главное и делать выводы;

- умение устанавливать логические связи и работать со словарями;

- обосновывать свою точку зрения;

Поставленные цели и задачи на уроке, по мнению экспертов, были достигнуты и удачно реализованы.

 

       Гости  единодушно пришли к выводу, что задания, подобранные для этих уроков, развивают все направления функциональной грамотности.

Мероприятие имеет не только образовательную, но и развивающую ценность, так как от навыков эффективного общения зависит качество нашей жизни.

        Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов. Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.

         Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать. 

        Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

    Много говорят сегодня о функциональной грамотности школьников. Присутствующие на методическом семинаре единодушно пришли к выводу, что «мы должны не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться,  и учить ребенка быть готовым к изменениям и переменам».

 

Заместитель директора по УВР                            Каминская Л.П. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.02.2022

Дата обновления: 14.02.2022

Дата публикации: 01.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».