Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении имеется
библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем
копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены
соответствующей литературой.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными
возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по
тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N
273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности
возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности
несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям,
школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам
поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от
школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию
как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса
обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены
в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими
сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах,
которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим
ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном
законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
В МКОУ «Талицкая СОШ № 55» специализированный учет инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их
поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан
специальный раздел «ОВЗ»;
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с
нарушениями опорно-двигательной системы (Приказ Минобрнауки России от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им при этом необходимой помощи»).
В образовательной организации созданы условия для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует
программы начального общего и основного общего образования для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья;
• по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и
на основании заявления родителей (законных представителей) обучающимся
организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы
деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы
Уставом и локальными актами образовательной организации;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован пандусом
· При входе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Специальные условия питания
На основании Распоряжения начальника Управления образования Администрации Талицкого городского округа от 21.08.2020 № 2108-1 «Об организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях Талицкого городского округа, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, втом числе обучающихся на дому, в 2020/2021 учебном году», в целях укрепления здоровья и профилактики хронических заболеваний детей, обеспечения полноценным питанием учащихся, создания равных условий получения образования учащимися из различных слоев населения.
Специальные условия охраны здоровья
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: имеются спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом. В школе функционирует ППК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- электронным журналом (дневником);
- выходом в Интернет;
- действует школьный сайт.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ:
- мультимедийные комплексы (проектор и экран);
- интерактивные доски;
- ноутбуки ученические;
- документ - камера, веб - камера;
- наушники с микрофоном.