Дополнительная общеразвивающая программа отряда «Школа Героев» им. Ю. В. Исламова возраст обучающихся: 13-16 лет срок реализации: 2 года Программу составил и реализует: учитель истории Соловьева Елена Станиславовна г. Талица, 2023 – 2025 уч. год Пояснительная записка Программа отряда «Школа Героев» им. Ю.В. Исламова имеет социальнопедагогическую, гражданско-патриотическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. Также обучающиеся знакомятся с Всероссийским детско-юношеским, военно – патриотическим движением «Юнармия», созданным по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году, целью которого является патриотическое воспитание нового поколения российских граждан. Программа направлена на: 1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации; 2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; 3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; 4) сохранение и приумножение патриотических традиций. Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 3 сентября 2019 г. № 467 г. Москва «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 5 СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41. 6 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Уровень программы – базовый. Новизна, актуальность, практическая значимость, преемственность и педагогическая целесообразность Новизна данной программы, во-первых, в преемственности с программами основной школы, она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Во-вторых, носит ярко выраженную профориентационную направленность, т.к. готовитк службе в вооруженных силах РФ и смежным профессиям; В-третьих, содержит региональный компонент в теме «Воинские подвиги земляков». Актуальность программы – выполнение социального заказа в воспитании гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, ее развитие и защиту достижений, а также в удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной профильной подготовке иукрепления физического развития детей. Практическая значимость: 1. Создание условий для получения начальных профессиональных военных навыков. 2. Интеллектуальное, нравственное, психологическое и физическое развитие, развитиеспособностей и творческого потенциала личности юнармейцев. 3. Подготовка обучающихся к участию в районных соревнованиях: смотр строя и песни,военизированных эстафет и др. Преемственность данной программы заключается в том, что на занятиях по программе дети учатся осуществлять наблюдение, сравнение, домысливание, устанавливать причинно- следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Таким образом, с помощью познания и творчества происходит влияние на формирование универсальных учебных действий - важнейшей цели общего образования. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровьесбережения. Особенность реализации программы Комплексный подход к организации занятий обеспечивает положительную социализациюи профилактику асоциального поведения детей. Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Цель и задачи программы Цель программы - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма какважнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Задачи программы: Обучающие: - ознакомить с государственными символами РФ; - ознакомить с событиями военной истории России; - ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; - ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; - ознакомить с основами военной топографии; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире и по мишени - научить основам медико-санитарной подготовки - ознакомить с основами гражданской обороны Развивающие: - способствовать развитию и укреплению здоровья, и расширению функциональных возможностей организма; - способствовать развитию координации движений; - способствовать развитию внимания, памяти; - способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; - способствовать развитию самоконтроля. Воспитательные: - способствовать воспитанию гражданских качеств личности: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; - способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим: общительность, отзывчивость, стремление помочь; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства; - способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия; - способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу жизни. Условия реализации программы Возраст детей: 13-17 лет. Состав учебной группы – постоянный. Срок реализации программы: 2 года Психолого-педагогические условия Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме. Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев,неуверенных в себе, с низким уровнем мотивации и адаптации. Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности. Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьей. Предлагаемая программа состоит из шести разделов: история вооруженных сил России; строевая подготовка; основы медицинских знаний; огневая подготовка; основы выживания в сложных условиях; общефизическая подготовка. Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная общеразвивающая программа «Школа Героев» им. Ю.В. Исламова рассчитана на 2 года обучения –140 часов. 1 год обучения - 70 часов, 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 40 минут. 2 год обучения - 70 часов, 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 40 минут. Учебный (тематический) план 1 года обучения Цель 1 года обучения: создание условий для формирования гражданскопатриотических качеств личности обучающихся, навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности. № п/п Наименование раздела, темы занятия Количество часов Всего Теория Практика Форма контроля Собеседование 1. Введение. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» 2 1 1 2. ВВПОД «Юнармия» 4 1 3 2.1. ВВПОД «Юнармия». История, цели и задачи движения. 1 1 2.2. Присяга Юнармейца 1 1 Письменный опрос 2.3.2.4 Праздник. Вступление в ряды ВВПОД «Юнармия» 2 2 Присяга Государственные символы РФ 2 1 3.1. Государственные символы Российской Федерации 1 1 3.2. Игра «Геральдика» 3. 4. 4.1. Собеседование 1 Тестовые задания 1 Тестовые задания Основы военной истории России 20 7 Дни воинской славы России. 1 1 Опрос 1 1 Тестовые задания 13 Великие полководцы. 4.2. Дни воинской славы ВОВ 4.3. Маршалы Победы 1 1 Тестовые задания 4.4. Города - Герои ВОВ 1 1 Опрос 4.5. Квест-игра «Дни воинской славы России» 1 4.6. Герои – земляки Великой Отечественной войны 1 4.74.8. Экскурсия в краеведческий музей п. Троицкого 2 4.94.10 Урок мужества: «Николай Иванович Кузнецов». 2 4.114.12 Экскурсия в музей разведки им. Н.И.Кузнецова 4.134.16. 1 Практические задания Собеседование 1 2 Практическое задание 1 Опрос 2 2 Практическое задание Проект «Бессмертный полк отряда «Школа Героев»» 4 4 Практическое задание 4.174.18 Урок мужества: «Герои- земляки военных конфликтов в Афганистане и Чечне». 2 1 Тестовые задания 4.194.20 Вахта памяти. Посещение сквера войнам-интернационалистам в г.Талица. 2 2 Практическое задание Вооруженные силы РФ 10 7 3 5.15.2. Назначение, структура ВС РФ 2 1 1 Опрос 5.3- Воинские звания и должности военнослужащих ВС РФ 2 1 1 Тестовые задания 5.5. Сухопутные войска РФ. 1 1 Опрос 5.6. Военно - воздушные силы РФ 1 1 Опрос 5.7. Военно-морской флот РФ 1 1 Опрос 5.8. Космические войска РФ 1 1 Опрос 5. 5.4. 1 1 5.9. Воздушно-десантные войска РФ 1 5.10. Квест «Вооруженные силы РФ» 1 Основы огневой подготовки 10 3 6.1. История огнестрельного оружия 1 1 6.2. Требования безопасности при обращении с оружием 1 6.36.4. Устройство АК-74 2 6.56.6. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 2 6.7- Выполнение упражнений стрельб в лазерном тире. 4 Основы военной топографии 7.17.2. 6 Опрос 1 1 Практические задания 7 Опрос 1 Практические задания 1 Практические задания 2 Практические задания 1 3 Практические упражнения 11 2 9 Топографические карты, условные обозначения 2 1 1 Практические задания 7.37.6 Топографические знаки 4 1 3 Практические задания 7.77.8. Масштаб. Определение расстояний по топографической карте 2 2 Практические задания 7.9. Ориентирование на местности 1 1 Практические задания 7.10. Азимут 1 1 Практические задания 7.11. Азимутальный ход 1 1 Практические задания 8. Итоговое занятие 1 1 Итоговая аттестация 6.10 7. Итого за год 70 1 22 48 Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения: 1. Введение. Цели и задачи программы отряда «Школа Героев» (2 часа). Теория :1 час; практика :1 час 1.1.Теория. Цели и задачи программы. 1.2. Практика. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. ВВПОД «Юнармия» (6 часов) Теория :1 час; практика :3 часа 2.1. Теория. ВВПОД «Юнармия», история создания, цели и задачи движения. Кто может стать участником движения. Направления деятельности, проводимые мероприятия. (1 ч) 2.2. Практика. Разучивание присяги. Присяга Юнармейца (1 ч). 2.3-2.4. Практика. Праздник (2 ч). Торжественное вступление в ряды ВВПОД «Юнармия» и создание отряда «Школа Героев» МКОУ «Талицкая СОШ №55» 2. 3. Государственные символы РФ (2 часа) Теория :1 час; практика :1 час 3.1. Теория: Государственные символы Российской Федерации. Описание и порядок официального использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. (1 час) 3.2. Практика. Игра «Геральдика». Разучивание Государственного гимна РФ (1 час) Основы военной истории России (20 часов). Теория: 7 часов; практика :13 часов 4.1. Теория. Основные памятные даты истории России, их значимость в развитии государства. Ледовое побоище. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великие полководцы Отечества. Дни воинской славы России (1 ч) 4.2 Теория. Дни воинской славы ВОВ (1 ч) 4.3 Теория. Маршалы Победы. Великие полководцы ВОВ. Биография, вклад в развитие военной науки, достижения и значение в истории. (1 ч) 4.4 Теория. Города - Герои ВОВ. Даты, события, история Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Брестской крепости, Новороссийска, Керчи, Минска, Тулы, Мурманска, Смоленска. (1ч) 4.5.Практика. Квест-игра «Дни воинской славы России» (1 ч) 4.6. Теория. Герои – земляки Великой Отечественной войны. Биография, воинское звание. ( 1 ч) 4.7-4.8.Практика. Экскурсия в краеведческий музей п. Троицкого. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. (2 ч) 4.9-4.10. Теория. Урок мужества: «Николай Иванович Кузнецов». «Талицкая центральная районная библиотека им. Поклевских-Козелл». Разведчик Н.И. Кузнецов. Биография, вклад в развитие военных событий, достижения и значение в истории. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий. (1 ч) 4. 4.11-4.12. Практика. Экскурсия в музей им. Н.И. Кузнецова. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. Посещение сквера им. Н.И. Кузнецова. (2 ч) 4.13- 4.16. Практика. Проект «Бессмертный полк отряда «Школа Героев» (4 ч). Сбор информации о родственниках - участниках ВОВ. Оформление «Книги Памяти и Славы», оформление видеозаписи о подвигах прадедов в ВОВ, оформление стенда «Бессмертный пол». (4 ч). 4.17-4.18. Теория. Урок мужества: «Герои - земляки военных конфликтов в Афганистане и Чечне». Памятные даты о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества: вывод советских войск из Афганистана, основные военные конфликты, в которых принимали участие советские и российские военные. Биография участников военных конфликтов в Афганистане, Чечне из Талицы. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий. (1 ч) 4.19-4.20. Практика. Вахта памяти. Посещение сквера войнам-интернационалистам. Порядок проведения возложения венков к памятникам и могилам воинов. (2 ч). Вооруженные силы РФ (10 часов). Теория: 7 часов; практика: 3 часа. 5.1-5.2. Теория. Назначение, структура ВС РФ. Угрозы безопасности России. Важнейшая государственная задача ВС РФ. Состав ВС РФ. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий на закрепление полученных знаний. (1 ч) 5.3-5.4. Теория. Воинские звания и должности военнослужащих ВС РФ. Воинские звания и должности военнослужащих, знаки различия, обязанности. (1 ч) Практика. Викторина на закрепление полученных знаний. (1ч) 5.5. Теория. Сухопутные войска РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час) 5.6. Теория. Военно-воздушные силы РФ . Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час). 5.7. Теория. Военно-морской флот РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час) 5.8. Теория. Космические войска. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 ч) 5.9. Теория. Воздушно-десантные войска РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 ч) 5.10. Практика. Квест «Вооруженные силы РФ». Игра на закрепление полученных знаний. (1 ч) 5. 6. Основы огневой подготовки (10 часов). Теория: 3 часа; практика: 7 часов. 6.1 Теория. История огнестрельного оружия. История создания, развитие, значение в мировой истории. Наиболее интересные и прогрессивные для своего времени образцы стрелкового оружия. (1 ч) 6.2 Практика. Требования безопасности при обращении с оружием. Правила обращения с оружием. Требования безопасности при обращении с оружием, при выполнении упражнений стрельб. (1 ч) 6.3-6.4. Теория. Устройство АК-74. Части, механизмы и принадлежности АК74. (1ч) Практика. Практическая работа с макетом АК-74, изучение частей и механизмов. (1 ч) 6.5-6.6. Практика. Прядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 Практическая работа с макетом АК-74, тренировка выполнения неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74. (2 ч) 6.7-6.10. Выполнение упражнений стрельб в лазерном тире (4 ч: 1 ч-теория, 3 чпрактика). Теория. Порядок проведения занятий по выполнению упражнений стрельб, техника безопасности. Порядок действий по командам руководителя стрельбы. (1 ч) Практика. Выполнение начального упражнения стрельбы из АК-74. (3 ч) 7. Основы военной топографии 11 часов. Теория: 2 часа; практика: 9 часов. 7.1-7.2. Топографические карты, условные обозначения (2 ч) Теория. Особенности картографического изображения. Классификация и назначение топографических карт, масштабы, системы координат, точность измерений. (1 ч) Практика. Определение координат и нанесение объектов на карту. (1 ч) 7.3-7.6 Топографические знаки (4 ч). Теория. Изучение топографических знаков гидрографии, рельефа, растительного покрова и грунтов. Изучение топографических знаков промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, железнодорожных и автомобильных дорог. (1 ч) Практика. Работа с картой, нанесение топографических знаков гидрографии, рельефа, растительного покрова и грунтов. Работа с картой, нанесение топографических знаков промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, железнодорожных и автомобильных дорог. (3 ч) 7.7- 7.8. Практика. Масштаб. Определение расстояний по топографической карте Работа с разными видами масштаба, перевод одного вида масштаба в другой. Определение расстояний по топографической карте. ( 2 ч) 7.9. Практика. Отработка способов ориентирования по местным признакам в природе. Ориентирование на местности (1 ч). 7.10. Практика. Компас и его устройство. Виды компасов: школьный, Адрианова, туристический. Точность измерения компасами различной конструкции. Правила пользования и хранения. Определение пригодности компаса к работе. Азимут (1 ч) 7.11. Практика. Определение азимутального хода маршрута по топографической карте. Азимутальный ход (1 ч). 8. Итоговое занятие.1 час: практика Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Планируемые результаты 1 года обучения Личностные: умеет соблюдать нормы и правил поведения, принятые в образовательном учреждении и обществе; участует в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; проявляет инициативу и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированы ценностно-смысловые установки: ценности здорового и безопасного образа жизни; значения семьи в жизни человека и общества; ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Метапредметные результаты: умеет ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: знает цели, задачи, устав Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»; знает государственные символы РФ, описание Государственного флага, Государственного герба, текст гимна РФ; знает назначение и состав Вооруженных Силах РФ; знает дней воинской славы России; знает назначения и устройства огнестрельного оружия; правил обращения с имитационным оружием; правила выполнения упражнений в интерактивном лазерном тире; знает основы военной топографии, умеет применять знания на практике. Учебный (тематический) план 2 года обучения Цель 2 года обучения: создание условий для воспитания подростков с активной жизненной позицией, патриотов своей Родины, готовых к службе в рядах Вооружѐнных сил Российской Федерации. № п/п 1. Наименование раздела, темы занятия Вводное занятие. Цели и задачи программы отряда Количество часов Всего 1 Теория 1 Практика Форма контроля Опрос «Школа Героев » 2 года обучения Строевая подготовка 16 4 12 Собеседование Основы строевой подготовки 2 1 1 Опрос, практические упражнения 2.3.2.4. Команды строевой подготовки и правила их выполнения 2 1 1 Опрос, практические упражнения 2.5. Строй и управление им 1 1 - Опрос 2.6. Строй и его элементы 1 1 - Опрос 2.7. Выход из строя и подход к 1 - 1 Практические упражнения 2. 2.1.2.2. начальнику 2.8. Строевая стойка 1 - 1 Практические упражнения 2.9. Повороты на месте 1 - 1 Практические упражнения 2.10. Перестроение в две шеренги 1 - 1 Практические упражнения 2.11. Перестроение в три шеренги 1 - 1 Практические упражнения 4 - 4 Тестовые задания Зачет по строевой подготовке 1 - 1 Зачет Медико-санитарная 16 9 7 2.12.2 Строевой шаг .15. 2.16. 3. подготовка 3.1. Медицинские термины 1 1 - Опрос 3.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи 1 1 - Опрос 3.3.- Лекарственные растения 2 1 1 Тест, практическое задание 3.4. 2 1 1 Опрос, практическое задание 2 1 1 Опрос, практическое задание 2 1 1 Опрос, практическое задание 3.113. Первая доврачебная помощь при 12. переломах 2 1 1 Опрос, практическое задание 3.13.3 Первая доврачебная помощь при .14. черепно-мозговой травме 2 1 1 Опрос, практическое задание 3.15.- Зачѐт по медико-санитарной 3.16 подготовке. 2 1 1 Зачет 4. Огневая подготовка 12 2 10 4.1. Виды огнестрельного 1 1 - Опрос, практическое задание 3.5.3.6. Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах 3.73.8. Первая доврачебная 3.9.3.10. Виды перевязок помощь при обморожениях боевого оружия 4.2.4.5. Отработка навыков неполной разборки и сборки АК-74 4 - 4 Практические задания 4.6. Пневматическая винтовка. 1 1 - Опрос, практическое задание 4.7.4.8. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки 2 - 2 Практическое задание 2 - 2 Практическое из положения стоя 4.9.- Отработка навыков стрельбы из 4.10. пневматической винтовки задание из положения лежа 4.11.4 Сдача нормативов по .12. стрельбе 5. 5.1.5.4. 5.5.5.6. 2 2 Зачет, соревнование Гражданская оборона 11 5 6 Гражданская оборона. Сигналы ГО. «Действия по сигналам Гражданской обороны» 4 2 2 Опрос, практическое задание Средства индивидуальной защиты органов дыхания. «Правила выполнения норматива по надеванию 2 1 1 Опрос, практическое задание противогаза» 5.7.5.8. Средства индивидуальной защиты кожи. 2 1 1 Опрос, практическое задание 5.9.5.10. Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера 2 1 1 Опрос, практическое задание 5.11. Зачет «Гражданская оборона" 1 1 Зачет Подготовка и участие в патриотических конкурсах 8 - 8 Участие в патриотических акциях 5 - 5 Итоговое занятие 1 6. 6.16.8 7. 7.17.5 8. Итого за год 70 1 21 49 Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения 1. Введение. Цели и задачи программы отряда «Школа Героев» (1ч) Теория. Цели и задачи второго года обучения. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. 2. Строевая подготовка (16 часов). Теория :4 часа; практика :12 часов. 2.1.-2.2. Основы строевой подготовки (2 ч) Теория. Виды строя, передвижение в строю, перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй, смыкание и размыкание в одно шереножном строю. Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы. Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых приемов: «направо», «налево», «кругом» в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Отработка строевой подготовки знаменной группы. Разучивание строевой песни. 2.3.-2.4. Команды строевой подготовки и правила их выполнения (2 ч) Теория. Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя. Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на приветствие командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при передвижении строя. Практика. Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом – марш». Развернутый строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода. Перестроения из одношереножного в двушереножный стой. Размыкание влево, вправо. 2.5. Строй и управление им (1 ч) Теория: Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина и глубина строя. 2.6. Строй и его элементы (1 ч) Теория. Шеренга строя и виды. 2.7. Выход из строя и подход к начальнику (1 ч) Практика. Отработка навыков выход из строя и подход к начальнику. 2.8. Строевая стойка (1 ч) Практика. Изучение и закрепление методики одиночной строевой подготовки. Строевая стойка. Изучение и закрепление строевых приѐмов. 2.9. Практика. индивидуально. Повороты на месте (1 ч) Отработка строевых приемов: «направо», «налево», 2.10. Перестроение в две шеренги (1 ч) Практика. Отработка строевых приемов перестроения в две шеренги. «кругом» 2.11. Перестроение в три шеренги (1 ч) Практика. Отработка строевых приемов перестроения в две шеренги. 2.12- 2.15. Строевой шаг (4 ч) Практика. Отработка строевых приемов, строевой песни при передвижении. 2.16. Зачет по строевой подготовке (1 ч) Практика. Зачетное занятие. Медико-санитарная подготовка (16 часов). Теория: 9 часов; практика:7 часов. 3.1. Медицинские термины (1 ч). Теория. Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений, утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение, травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение, охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, давящая повязка, иммобилизация, шина. 3. 3.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи (1 ч) Теория. Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током. 3.3.– 3.4. Лекарственные растения (2 ч) Теория. Изучение лекарственных трав. Способы приготовления и применения лекарственных растений. Практика. Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов. 3.5.-3.6. Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах. 3.7.-3.8. Первая доврачебная помощь при обморожениях (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при обморожениях. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при обморожениях. 3.9.- 3.10. Виды перевязок (2 ч) Теория. Виды перевязок и правила их наложения. Практика. Наложение повязки на верхнюю конечность. 3.11.- 3.12. Первая доврачебная помощь при переломах (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при закрытых и открытых переломах. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при переломах. 2.13.- 2.14. Первая доврачебная помощь при черепно-мозговой травме (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при черепно-мозговой травме. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при черепномозговой травме. 3.15.- 3.16. Зачѐт по медико-санитарной подготовке (2 ч) Теория. Написание теста Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи. 4.Огневая подготовка. (12 часов). Теория: 2 часа; практика: 10 часов. 4.1. Виды огнестрельного боевого оружия (1 ч) Теория. Классификация огнестрельного оружия. Боеприпасы. 4.2.- 4.5. Отработка навыков неполной разборки и сборки АК-74 (4 ч). Практика. Изучение материальной части автомата, смазки, чистки механизмов. Снаряжение и разряжение магазина автомата Калашникова. Порядок разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова. Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и разборка автомата на время. 4.6. Пневматическая винтовка (1 ч). Теория. Меры безопасности при огневой подготовке. Боевые свойства, назначение и устройство малокалиберной винтовки. 4.7.- 4.8. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения стоя (2 ч). Практика. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения стоя. 4.9.-4.10. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения лежа (2 ч). Практика. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения лежа. 4.11.- 4.12. Сдача нормативов по стрельбе (2 ч). Практика. Зачѐт по стрельбе (соревнования). 5.Гражданская оборона (11 часов). Теория: 5 часов; практика: 6 часов. 5.1.-5.4. Гражданская оборона. Сигналы ГО. «Действия по сигналам Гражданской обороны» (4 ч). Теория. Гражданская оборона. Сигналы ГО. Практика. Действия по сигналам Гражданской обороны. 5.5.-5.6. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. «Правила выполнения норматива по надеванию противогаза» (2 ч). Теория. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи. Практика. Правила выполнения норматива по надеванию противогаза. 5.7.-5.8. Средства индивидуальной защиты кожи (2 ч) Теория. Средства индивидуальной защиты кожи. Практика. Применение средств индивидуальной защиты кожи. 5.9.- 5.10. Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера (2 ч). Теория. Правила соблюдения ТБ на юнармейских занятиях. Права и обязанности юнармейца. Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера. Автономное существование человека в условиях природной среды. Практика. Комплексное занятие по физической подготовке. Действия человека в ЧС. Веревочные узлы, их виды и способы вязки. 5.11. Практика- зачет «Гражданская оборона" (1 ч). Подготовка и участие в патриотических конкурсах (8 ч) 6.1.-6.8 Практика. Подготовка и участие в патриотических конкурсах. Участие в патриотических акциях (5 ч) 7.1-7.5 Практика. Участие в патриотических акциях. Итоговое занятие (1 ч) Практика. Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Планируемые результаты 2 года обучения Личностные: несет ответственность за принятые решения, самовоспитание и самореализация умений и навыков; умеет работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим; проявляет инициативу и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированы ценностно-смысловые установки: ценности здорового и безопасного образа жизни; значения семьи в жизни человека и общества; ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Метапредметные результаты: умеет ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: знает порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова и правила поведения во время стрельб знает меры безопасности при обращении с оружием, инструкцию по мерам безопасности в тире и на стрельбище; умеет осуществить неполную сборку разборку автомата Калашникова в связи с установленными нормативами и порядками проведения сборки разборки автомата, готовить оружие к стрельбе; знает устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата Калашникова; взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные неисправности и способы их устранения; основы техники стрельбы и методики тренировки; знает общие положения строевого Устава, свои обязанности перед построением и в строю, команды и приказы военнослужащему; умеет образцово выполнять одиночные строевые приемы, умело действовать в составе отделения, взвода; знает медицинские термины; лекарственные травы, растения; знает основы медицинской помощи при различных повреждениях организма человека; способы переноски и транспортировки пострадавшего; умеет применять на практике правильный алгоритм оказания доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего; оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях организма; накладывать стерильные повязки, при ранениях различной тяжести. Организационно – педагогические условия реализации программы Методическое обеспечение Организация деятельности по реализации программы базируется на деятельностном, компетентностном и личностно-ориентированном подходах, лежащих в основе ФГОС ОО. При организации учебно-тренировочных занятий опора идет на общедидактические принципы: сознательности и активности, т.е. учащиеся должны понимать цель и задачи теоретических знаний, осознать значение практических занятий и воинской дисциплины; понимать значение и смысл выполняемых технических действий; систематичности и последовательности, т.е. учащиеся должны осознать, что только регулярность занятий и тренировок ведет к достижению качественных результатов; связи теории с практикой – эффективность и качество обучения проверяется на практике. Педагогические методы Логические: - индуктивные; - дедуктивные; - аналитические; - синтетические. Перцептивные: - рассказ; - беседа; - лекция; - иллюстрации; - демонстрации. Гностические: - репродуктивные; частично-поисковые; исследовательские. Методы стимулирования и мотивации: - познавательные игры; - учебные дискуссии; - создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний; - создание ситуаций занимательности; - создание ситуаций апперцепции; - создание ситуаций познавательной новизны; - убеждение в значимости учения; - предъявление требований; - поощрения в учении. Формы отслеживания и фиксирования результатов: Мониторинг развития качеств личности; Мониторинг результативности обучения по программе; Журнал посещаемости; Материалы анкетирования и тестирования; Грамоты, дипломы; Фото, видео отчеты. Материально-техническое обеспечение № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование Оборудование и снаряжение Макет АК-74 Пневматическая винтовка Противогаз Фляга полевая Коврик туристический Палатка Аптечка санитарная Количество 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 6 шт. 1 шт. 1 шт. Технические средства 1 2 Компьютер Интерактивная доска 1 шт. 1 шт. Список литературы 1. Аверин, А.И. и др. Начальная военная подготовка [Текст]/ А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин,Н.К. Ендовицкий. – М.: просвещение, 1987. - 256 с. 2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.А. Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2002. – 150 с. 3. Вырщиков А.Н. методологический 2001. - 200 с. Патриотическое воспитание: аспект[Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград, 4. Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра доп.образования [Текст]/ Л.И. Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. - 2002. - С.11-12. 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы» [Текст]/. – М., 2005. 6. Зеленин, А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военно- спортивных игр, конкурсов и соревнований [Текст]/ А.А. Зеленин, С.И. Мешкова, А.В. Мешков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-163с. 7. Иванова, И. Больше, чем игра…: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра [Текст]/ И. Иванова //Военные знания. - 2003. - №2. - С.32-33. 8. Кульков, Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» [Текст]Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С.52-54. 9. Лысогор, Н.А. и др. Питание в туристском походе [Текст]/ Н.А. Лысогор, Л.А. Толстой, В.В. Толстая. – М.: Пищевая промышленность, 1980. – 96 с. 10. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданскомстановлении личности [Текст]/ Н.В.Мазыкина // Внешкольник. -2002. - №5. - С.5-8. 11. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ С.Рожков // Педагогический вестик. - 2003. - №12. - С.7 12. Салихова, Р. Воспитание гражданина [Текст]/ Р.Салихова, Г.Ахметжанова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2003. - №1. - С.2-8. 13. Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований военнопатриотической направленности [Текст]/ Г.Федоровская // Воспитание школьников. - 2002. - №10. - С.25-29. 14. Штюрмер, Ю.А.Карманный справочник туриста [Текст]/ Ю.А.Штюрмер. М: профиздат,1982. -224с. Литература для обучающихся: 1. Военная топография. Под ред. Николаева А.С. М: Воен. изд. – 1977. – 330 с. 2. Евдокимов А.А. Военная топография. Пособие для групповых занятий. – СанктПетербург: ГУАП, 2008. – 104 с. 3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 4. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков (КС СО, БМ и Т ВС РФ 2003). – М.: Воен. изд., 2002. – 210 с. 5. Наставление по стрелковому делу. Изд. 3. – М: Воен. изд., 1970 – 176 с. 6. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. – М.: Воениздат,1985. – 640 с. 7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В редакции, действующей с 14 января 2013г. – М.: КНОРУС, 2013. – 496с. 10. Устав Юнармии Интернет-ресурсы: 1. https://yunarmy.ru/ – официальный сайт российского детского-юношеского движения «Юнармия»; 2. https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ – официальный сайт движения «Волонтеры Победы»; 3. http://doshkolnik.ru/patriotizm.html/ – конспекты по нравственно-патриотическому воспитанию; 4. http://www.tvoyrebenok.ru/patriot_main.shtml/ – сайт о патриотическом воспитании детей; 5. http://onceborn.ru/films/patriotic/ – патриотические документальные фильмы. Приложение 1 ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ отряда: «Школа Героя» Форма проведения: - практическое задание – стрельба лазерным имитатором АК-74; - тестирование. Критерии оценки практического задания - стрельба лазерным имитатором АК-74: 1. Соблюдение требований безопасности – 3 балла, за нарушение требований безопасности – 0 баллов. 2. Правильное выполнение команд: - подготовка оружия к стрельбе – 1 балл; - выполнение изготовки для стрельбы – 1 балл; - принятие исходного положения – 1 балл; - своевременный и правильный доклад о готовности к стрельбе – 1 балл; - своевременный и правильный доклад об окончании стрельбы – 1 балл. За каждый невыполненный пункт снимается один балл. 3. Выполнение упражнения стрельбы – «Стрельба с места по неподвижной цели днем»: - Цель – фигура с кругами (мишень № 4); - Количество выстрелов – 3; - Время на стрельбу – не ограничено; - Положение для стрельбы – лежа с руки (с упора). Оценка: 25 и более очков – 5 баллов; 20-24 очков – 4 балла; 15-19 очков – 3 балла; 10-14 очков – 2 балла; 5-9 очков – 1 балл; менее 5 очков – 0 баллов. Учитывается общее количество очков за три выстрела. Максимальное количество баллов – 13. Тестирование Задание: выбрать один правильный ответ из предложенных. Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балла. За неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов за тестирование – 10. 1. Государственными символами Российской Федерации являются: а) Государственный герб России, Государственный гимн России, Государственный флаг России; b) Государственный герб России, Государственный кремль России, Государственный флаг России; c) Государственный герб России, Государственный гимн России, Государственная красная звезда России; d) Государственный гимн России, Государственный флаг России, Государственный двуглавый орел. 2. Государственный флаг России состоит из трех равных по ширине горизонтальных полос: a) верхней — синего цвета, средней — белого цвета, нижней — красного цвета, b) верхней — красного цвета, средней — синего цвета, нижней — белого цвета, c) верхней — белого цвета, средней — синего цвета, нижней — красного цвета, d) верхней — белого цвета, средней — зеленого, нижней — красного цвета. 2. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне: a) 9 мая; b) 23 февраля; c) 12 июня; d) 7 ноября. 3. День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции: a) 9 мая; b) 23 февраля; c) 7 ноября; d) 12 июня. 4. «ЮНАРМИЯ» это: a) вооруженное формирование; b) детско-юношеское движение в России, целью которого является патриотическое воспитание нового поколения российских граждан; c) подразделение вооружѐнных сил; d) части спецназа. 5. Какое из званий является офицерским: a) ефрейтор; b) сержант; c) лейтенант; d) старшина. 6. Емкость магазина АК-74: a) 25 патронов; b) 35 патронов; c) 8 патронов; d) 30 патронов. 7. Укажите правильное значение, калибр АК-74: a) 7,62 мм; b) 9 мм; c) 5,45 мм; d) 4,5 мм. 8. С чего начинается не полная разборка автомата АК-74: a) отсоединяется магазин; b) автомат снимается с предохранителя; c) отсоединяется шомпол; d) снимается крышка ствольной коробки. 9. Обучаемый по завершению выполнения норматива докладывает: a) готово; b) выполнил; c) завершил; d) закончил. Приложение 2 Понятийно-терминологический словарь Автоматическое оружие - огнестрельное оружие, в котором перезаряжание и производство очередного выстрела выполняется автоматически за счет энергии пороховых газов или других (посторонних) источников. Азимут — угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удаленный предмет. Боевое отделение - внутреннее пространство в боевой машине, предназначенное для размещения вооружения. Боеприпасы - составная часть вооружения, непосредственно предназначенная для поражения целей. Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом и народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны. Гражданин-патриот — это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества. Кучность стрельбы - свойство оружия, характеризуемое отклонением точек попадания пуль (снарядов) относительно центра их рассеивания при стрельбе на одинаковых установках прицела. Нарезное оружие - огнестрельное оружие, канал ствола которого имеет нарезы (винтовые канавки)для придания снаряду (пуле) вращательного движения. Национальная идентичность — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. Патриотизм - чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, гордости за свое Отечество, готовности к служению ему. Режим огня - максимально допустимое количество выстрелов из огнестрельного оружия за определенный промежуток времени ведения огня без ущерба для материальной части оружия,точности и безопасности стрельбы. Приложение 2 Клятва юнармейца Я, , вступая в ряды юнармейцев, клянусь стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества, чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России. Клянусь с честью носить звание юнармейца. « » 20 г. . (подпись) Приложение3 Выполнение нормативов оценивается: по тактической подготовке: Наименование норматива Оценка 5 4 3 Снижение оценки 1 2 3 Неверно расположены в руках флажки по цветам, неверное движение рук. 2 2,5 Способы передвижения солдата в 2 бою – переползание 25-30м (мин) попластунской 2,5 3 Способы передвижения солдата в 2 бою – переползание 25-30м (мин) на получетвереньках 2,5 3 Способы передвижения солдата в 2 бою – переползание 25-30м (мин) на боку 2,5 3 Передвижение без учета рельефа местности. Отсутствует наблюдение за противником. Ошибки в положении корпуса, оружия, в действиях при остановках на промежуточном и конечном пунктах. Передвижение без учета рельефа местности. Неправильно выбрано место для ведения огня. Отсутствует наблюдение за местностью и противником. Для укрытия не используются местные предметы. Передвижение без учета рельефа местности. Неправильно выбрано место для ведения огня. Отсутствует наблюдение за местностью и противником. Для укрытия не используются местные предметы. Передвижение без учета рельефа местности. Неправильно выбрано место для ведения огня. Отсутствует наблюдение за местностью и противником. Для укрытия не используются местные предметы. Передача трех сигналов управления (мин) Способы передвижения солдата в 1,5 бою – перебежка 100м (мин) по огневой подготовке: № п/п Наименование норматива Оценка 5 4 3 Снижение оценки Неполная разборка автомата 18 (сек) Не осмотрен патронник. Нарушена последовательность разборки. Отдельные части разложены беспорядочно. Извлечение частей производится с большим усилием. 2. Сборка автомата (сек) 30 35 40 Нарушена последовательность сборки. Соединение частей производится с большим усилием. Не произведен спуск курка. Не проверена работа частей и механизмов. Автомат не поставлен на предохранитель. Стрельба из пневматической винтовки расстояние 5 метров, 5 выстрелов, мишень № 8 1. Возраст стрелков 10 – 11 лет 12 – 13 лет 14 – 15 лет 16 – 18 лет 20 25 Положение для Оценка за выбитые очки стрельбы юноши девушки 5 4 3 5 4 3 Сидя, лежа, 25 19 13 25 18 11 с колена, 22 16 10 22 15 8 стоя 20 14 8 20 13 6 Сидя, лежа, 30 24 18 30 23 16 с колена, 27 21 15 27 20 13 стоя 25 19 13 25 18 11 Сидя, лежа, 35 29 23 35 28 21 с колена, 32 26 20 32 25 18 стоя 30 24 18 30 23 16 Сидя, лежа, 38 32 26 36 29 22 с колена, 35 29 23 33 26 19 стоя 37 31 21 31 24 17 По физической подготовке: Дистанция кросса, км 14 – 16 лет 17 – 18 лет 5 4 3 5 4 3 1 3.30 3.40 4.00 3.20 3.30 3.55 3 13.50 14.30 16.00 11.55 12.20 12.55 5 25.30 27.00 28.00 24.00 25.00 26.00 - - 25.00 26.00 27.00 - - 27.00 28.00 29.00 Марш-бросок на 5 км Форма 2,3,4 Марш-бросок на 5 км автомат,2 магазина, сумка для магазинов, противогаз - Наименование нормативов 14 –16 лет 17 –18 лет 5 4 3 5 4 3 Подтягивание на перекладине 12 10 8 16 14 12 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 6 5 4 14 11 9 Выход силой 4 1 - 10 8 6 Поднос прямых ног к перекладине 9 6 5 12 10 8 Силовой комплекс 40 32 28 60 46 40 Комплексное упражнение на ловкость 10,0 10,6 11,2 9,4 10,0 10,6 Прыжок в длину с места 2.20 2.10 2.05 2.50 2.30 2.20 Отжимание в упоре лежа 21 28 38 21 30 42 Челночный бег 4Х10 м 12,6 12,0 11,5 11,0 10,5 10,0 Бег на 100 м 14,6 15,2 16,0 13,6 14,2 15,0 Бег на 60 м 9,2 9,6 10,0 8,6 9,0 9,4 По военной топографии: Наименование норматива Оценки 5 Определение сторон горизонта 2 по компасу (мин) 4 3 3 4 Определение сторон горизонта 2 по солнцу и часам (мин) 3 4 Определение магнитного азимута по компасу на указанный предмет 3 4 2 Снижение оценки Неумение пользоваться компасом. В качестве ориентиров выбраны плохо заметные на местности предметы. Неверно расположены часы по отношению к солнцу. Юнармеец не знает, какой угол на циферблате делят пополам до полудня или после полудня. Ориентиры выбраны неудачно. Неумение пользоваться визиром компаса. Неумение произвести отсчет по компасу. Ошибка в определении азимута превышает 6 . По РХБЗ: № Наименование норматива Оценка п/п 5 4 3 10 1. Надевание противогаза 8 9 2. Надевание респиратора 10 11 3. Пользование неисправным противогазом в зараженной атмосфере: 7 6 9 12 13 14 8 9 10 1 2 3 2.30 3 4 4.30 5 3.30 4 4.30 -пробита фильтрующая поглощающая коробка -перебита соединительная трубка -разбито стекло очков, значительный порыв шлем- маски (ШМ) При надевании противогаза не наличие складок, при закрыты глаза, не которых возможно задержано дыхание, попадание воздуха под нет резкого выдоха; шлем-маску; не перекошена шлемполностью прикручена маска фильтрующая коробка; не свой размер шлеммаски. 12 Концы носового зажима не прижаты Не свой размер к носу респиратора -незначительный порыв шлем-маски (ШМ) 4. Изготовление и надевание 2 ватно-марлевой повязки (мин.) 5. Надевание костюма Л-1 (мин.) 6. Надевание ОЗК в рукава (мин.) 2 По медицинской подготовке: Наименование норматива Оценка 5 4 3 Снижение оценки Временная остановка кровотечения (сек) 30 50 60 Оказание первой помощи при переломе конечности – плечо (мин) 3 5 7 Оказание первой помощи при переломе конечности – предплечье (мин) 3 3,5 4 Оказание первой помощи при переломе конечности – нога (мин) 5 6 7 Надевание противогаза на 15 20 25 Конечность чрезмерно перетянута жгутом. Жгут наложен на несоответствующую область. Жгут наложен на оголенное тело без подкладки. Кожа ущемлена жгутом. Не оставлена запись с указанием времени наложения жгута. Неточно подогнана шина. Неосторожное обращение с раненой конечностью при наложении шины. Недостаточная фиксация шины. Нарушение последовательности наложения шины. Неточно подогнана шина. Неосторожное обращение с раненой конечностью при наложении шины. Недостаточная фиксация шины. Нарушение последовательности наложения шины. Неточно подогнана шина. Неосторожное обращение с раненой конечностью при наложении шины. Недостаточная фиксация шины. Нарушение последовательности наложения шины Маска надета не полностью. Очки находятся не против глаз. пораженного (сек)