РП курс внеурочной деятельности Подвижные игры 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
для обучающихся 5 классов
Срок реализации: 2024-2025учебный год

г. Талица, 2024 г

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры» в
5 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП и концепцией физического воспитания.
Принимая в расчѐт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на заседании педагогического совета
принято

решение

по

проектированию

комплексной

программы

внеурочной

деятельности

по

спортивно-

оздоровительному направлению для обучающихся 5 классов.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся
упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических
способностей.
Курс введѐн в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках
спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности
обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной
системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе
основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление.
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и
оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ трѐх спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола и
даѐтся в трѐх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое
занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;

- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения
занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
внеурочной деятельности;
- способы проверки результатов;
- материально-техническое обеспечение;
- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по годам обучения;
- список литературы;
- приложений:
№1 Диагностика уровня воспитанности,
№2 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы,
№3 Игры на закрепление и совершенствование технических приѐмов и тактических действий.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех
сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной,
теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского
контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам
многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена

преемственность задач, средств и методов подготовки,

объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и
интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных
особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся
разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
1.2.

Цель и задачи программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» может
рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего
воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на
ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу,
которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию
обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.

1.3.
занятий.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению

«Спортивные игры»

предназначена для обучающихся 5 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 час в неделю в каждом из 5классов, всего 34 часа в год.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, т. е. 45 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно
допустимой нагрузке обучающихся.

Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного
процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся
через организацию здоровье сберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные
занятия
Комбинированные
занятия
Целостно-игровые
занятия
Контрольные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или
общефизической подготовке.
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка;
техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением
основных правил.
Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных
заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.

2 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение
норм и правил здорового

образа

жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные,

метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные
– через формирование основных элементов научного знания, а мета предметные результаты – через универсальные
учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего
воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при
организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-

1.Соотнесение известного и неизвестного

1.Формулирование цели

1.Строить продуктивное взаимодействие

деление

2.Планирование

2.Выделение необходимой

между сверстниками и педагогами

2.Смысло-

3.Оценка

информации

2.Постановка вопросов

образование

4.Способность к волевому усилию

3.Структурирование

3.Разрешение конфликтов

4.Выбор эффективных способов
решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения
проблемы

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут
избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и
произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение
обучающихся к собственному здоровью.

1.4.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,
умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой
среды обитания;
- адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей
организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приѐмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приѐмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования
к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приѐмы и тактические действия;
- контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся,
динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической,
тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в
соревнованиях.

2.3. Способы проверки результатов
-

зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);

-

диагностика уровня воспитанности (ежегодно) (Приложение 1)

-

мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно) (Приложение 2);

-

социометрические исследования (ежегодно) (Приложение 3);

-

диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);

-

тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и

навыков (ежегодно);
-

анкетирование;

-

участие в соревнованиях;

-

сохранность контингента;

-

анализ уровня заболеваемости воспитанников.
2. Материально-техническое обеспечение

Оборудование спортзала:
1.

Перекладина гимнастическая (пристеночная).

2.

Стенка гимнастическая.

3.

Комплект навесного оборудования.

(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
4.

Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.

5.

Палка гимнастическая.

6.

Скакалка детская.

7.

Мат гимнастический.

8.

Кегли.

9.

Обруч пластиковый детский.

10.

Планка для прыжков в высоту.

11.

Стойка для прыжков в высоту.

12.

Флажки: разметочные с опорой, стартовые.

13.

Рулетка измерительная.

14.

Щит баскетбольный тренировочный.

15.

Сетка для переноса и хранения мячей.

16.

Волейбольная сетка универсальная.

17.

Сетка волейбольная.

18.

Аптечка.

19.

Мяч малый (теннисный).

20.

Гранаты для метания (500г,700г).

Пришкольный стадион (площадка):
1. Игровое поле для мини-футбола.
2. Площадка игровая баскетбольная.

3. Площадка игровая волейбольная.
4. Гимнастическая площадка.
5. Полоса препятствия.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Диагностический материал.
3. Разработки игр.
4. Тематическое планирование.
Учебно-тематический план на учебный год в 5 классов
№
п/п
1
2
3

Спортивные игры

Количество часов
Всего
12
12
10
34

Баскетбол
Волейбол
Футбол
ИТОГО

Теория
2
2
2
6

Практика
10
10
8
28

4.1 Тематическое планирование 5 класс
№

1

Тема
Стойки и перемещения

Основное содержание занятия
Баскетбол
Технические действия:
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами

Кол-во часов
12
2

2

баскетболиста
Остановки:
«Прыжком»

боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и
прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных
элементов техники передвижений (перемещение в стойке,
остановка, поворот, ускорение).

«В два шага»
3

Передачи мяча

4

Ловля мяча

5
Ведение мяча
6

Броски в кольцо

1
1

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от
плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в
парах, тройках, квадрате, круге).

1
1

Ведение мяча в низкой , средней и высокой стойке на месте, в
движении по прямой, с изменением направления движения и
скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не
ведущей рукой.
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения,
после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное
расстояние до корзины 3,60 метра.

1

1

Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка мяча»,
«охотники и утки» и т.п.). Приложение №4.

7
Подвижные игры

1

Перемещения

2

Передача

Волейбол
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий
(сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из
основных элементов техники передвижений (перемещение в
стойке, поворот, ускорение).
Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения

4
12

2

3

4

Нижняя прямая подача с
середины площадки

5

Прием мяча

6

Подвижные игры и
эстафеты

1

2

3

4

вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над
собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным правилам миниволейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания.
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки
Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием
подачи.
Подвижные игры, эстафеты. Приложение №4.

Футбол
Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком
и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
Стоики и перемещения
(перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Удар
внутренней Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной
стороной
стопы
по стопы и средней частью подъѐма, с места, с одного-двух шагов.
неподвижному мячу с Вбрасывание из-за «боковой» линии.
места, с
одного-двух
шагов
Удар внутренней
стороной стопы по
мячу, катящемуся
навстречу
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и
подошвой. Передачи мяча в парах Комбинации из освоенных
элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и
игровые задания.

2
2
3
10
1

1

1

3

Передачи мяча
5

Подвижные игры
Физическая подготовка
в процессе занятий
Итого

Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Приложение №4.

3

34
5. Содержание программы

Общая физическая подготовка
Основная

стойка, построение

в

шеренгу.

Упражнения

для

формирования

осанки.

Общеукрепляющие

упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением
направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий.
Челночный бег 3х10 метров,

бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места ,

со скакалкой, с

высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность
отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках,
акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы.
Физические упражнения. Режим дня и режим питания.

2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над
головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на
уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры:
«Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и
большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и
отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол,
ловля

отскочившего

мяча, подбрасывание

мяча

вверх

и

ловля

его

на

месте

и

после

перемещения.

Перебрасывание мяча партнѐру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и
летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые
упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания
организма человека. Признаки простудного заболевания.

2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух
шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в
ворота».

6. Список литературы
1. Гринлер К. и др. «Физическая подготовка футболистов», М: ПК, 1976.
2. Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей» М.: «Просвещение» 1992г.
3. Колос В.М. «Баскетбол: теория и практика» Минск 1989г.
4. Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической культуре М. «Дрофа» 2001 год.
5. Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование», М: ФиС, 2000.
6. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С.
Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
7. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
8. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.:
Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
9. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.

Приложение 1

Игры на закрепление и совершенствование
технических приѐмов и тактических действий
Игры с перемещениями игроков
1.«Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между
ними 4—5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперѐд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок,
который первым пересечѐт линию финиша.
2.«Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия стартафиниша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут
до гимнастического мата, выполняют кувырок вперѐд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив
одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперѐд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег
спиной вперѐд до линии старта-финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то
же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
3.Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков».
Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях
разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на
средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на
противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии
нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую
линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого
кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму
участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т. д.
Выигрывает команда, последний участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры)
положение.
Игры с передачами мяча
1.Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру,
букву или цифру.

2.«Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1 —
1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей
команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведѐнной им части
площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник
получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы.
По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший
его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой
после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2—3 раза.
3.«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один
напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть
в противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший
наименьшее количество штрафных очков.
4.«Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары —
волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или
уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно
проводить по командам, сформировав их из определѐнного количества пар.
5.«Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи
мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та
пара, которая допустила меньше потерь мяча.
6.«Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг
или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд
забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т. д.
Побеждает команда, сделавшая больше передач за определѐнное время.
7.«Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны по одному
напротив друг друга на боковых линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч
одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнѐру во встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным
образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец
своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или
совсем без ошибок.

8.«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и,
запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять
передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был
назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т. д. Побеждает
команда, у которой было меньше потерь мяча в отведѐнное время.
Варианты
1.
Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др.
2.
Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т. п.
3.
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. На расстоянии 9 м перед
ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и
игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу. Берѐт его в руки, выполняет передачу партнѐру, стоящему во главе
колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко.
Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая
наибольшее количество очков.
9.Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две - три команды с равным количеством игроков располагаются во
встречных колоннах на расстоянии 7—8 м По сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а
сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперѐд, принимают
отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении на второго игрока и
перемещаются в конец противоположной колонны, второй также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец
встречной колонны и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
10.Эстафета «Передал — садись». Две колонны на расстоянии 3—4 м одна от другой, расстояние между игрока ми
— длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5—6 м — круги, в которые встают с
волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те
возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т.
д. Когда последний в команде игрок отдаѐт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаѐт.
Побеждает команда, закончившая передачи раньше других.
11.Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на расстоянии 3 м от них за
ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу
направляющему своей колонны. Направляющие возвращают мяч двумя руками сверху капитанам и убегают в конец

своей колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т. д. Если мяч упал на пол, то игрок, которому он был
адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
12.Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами, которые построены в колонны на расстоянии 3 м за
ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой,
а затем верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч
капитану, после чего уходит в конец своей колонны и
т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он был
адресован.
13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда делится на две стоящие друг против друга (на
расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю
передачу и получают мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей передачи.
После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч поднимает тот волейболист, которому он
был направлен. Эстафету проводят чѐтное количество раз.
Усложнѐнный вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку.
14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от друга. По сигналу направляющие
колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками партнѐрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают
мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет то
же задание и т. д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым станет на своѐ место.
Вариант. По сигналу первый передаѐт мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй
делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается
кругом и передаѐт мяч за голову предпоследнему в обратном направлении и т. д. Выигрывает команда, в которой игрок,
начавший упражнение, получит мяч первым.
15.«Приѐм
и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией.
Первые игроки в колоннах по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над
собой. Дойдя до сетки, бросают в неѐ мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне,
игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют вторые игроки и т. д. За каждое
падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.
16.«Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8—10 человек, каждая группа играет самостоятельно на
противоположных сторонах волейбольной площадки. Игроки располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной

к сетке, приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он бросает мяч через головы
игроков вперѐд-вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не
удаѐтся, тот становится подающим, и игра возобновляется.
17.«Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды по 6 человек, одна из которых
является подающей, другая — принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных сторонах
волейбольной площадки. По сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит
вокруг площадки и возвращается назад на своѐ место. Игроки противоположной команды принимают мяч и
разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше точных передач за время бега игрока,
выполнившего подачу мяча. Как только он вернѐтся на своѐ место, передачи мяча прекращаются и мяч передаѐтся
очередному игроку для выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не
выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую передачу команде начисляется 1
очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении
передач нельзя повторно адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку.
Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол.
Игры с передачами мяча через сетку
1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2—3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы,
которые располагаются на своѐм игровом участке волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны
сетки, за линиями нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через сетку
партнѐрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче, выбывает из игры.
Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.
2.Эстафета «Мяч над сеткой». 2—3 команды становятся в две встречные колонны, которые располагаются лицом
друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу
они передают мяч сверху двумя руками через сетку своим партнѐрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому
мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с
левой стороны в конец своей колонны и т. д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет
передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Вариант. После передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны.
Игры с подачами мяча

3.«Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых линиях площадки. По команде
игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своего партнѐра, который принимает мяч и
выполняет передачу в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями.
Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.
4.«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд
по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположение на
волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6,
игроку начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи при совершении
ошибки не разрешаются.
5.«Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда произвольно располагается на одной стороне
волейбольной площадки. Члены второй команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а еѐ
направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю прямую подачу
мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих
товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются
местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила игры.
4. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается и команда соперников получает
очко.
5. При неудачной подаче противоборствующая команда тоже получает очко.
6. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде присуждается очко.
7. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко команде не засчитывается.
8. После приѐма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй команде.
9. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди.
Игры с атакующим ударом
1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды поочерѐдно выполняют атакующие удары
из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой команды стремятся защитить своѐ поле. Если «бомбардир» попал в
площадку и защитники не коснулись

мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли — 1 очко; если приняли — 0 очков. Когда все
игроки команды выполнят атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше
очков.
2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9 квадратов 3X3 м, обозначенных
цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2. Игроки поочерѐдно выполняют атакующие
удары с передачи из зоны 3. Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после
удара. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Методическое указание. При выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют.
Игры с блокированием атакующих ударов
1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонну по одному на противоположных сторонах площадки в
зоне 4 (на пересечении линии нападения и боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2,
попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание еѐ рукой. Затем
имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро
возвращаются к своей колонне и передают эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т. д.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
2. «Дружная команда». Играют две команды по 3 человека. Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки
нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4; блокирующие — по одному в зонах 2, 3, 4, их задача — организация
группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар
из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После выполнения шести нападающих ударов игроки обеих команд уступают
место другим игрокам своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и
отдают их нападающим.
Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка, если мяч перелетел на
сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по
вине атакующей команды, засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или касание
им сетки и др.). После выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются местами и
ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».